Найти в Дзене
Правый курс

После модернизации «Северная верфь» начнет строительство нового поколения боевых кораблей

Оглавление

Основанное в 1912 году судостроительное предприятие «Северная верфь» за сто с лишним лет своей работы построило свыше 400 кораблей и судов для флотов Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. В их число вошли крейсеры, эсминцы и тральщики, пассажирские суда, ролкеры, лесовозы, траулеры, контейнеровозы и пассажирские лайнеры. К сожалению, 1990-е годы казались для судоверфи крайне сложным временем - она практически все время простаивала из-за отсутствия новых заказов, но к счастью, к концу 2000-х годов ситуация начала постепенно меняться к лучшему. Строительство кораблей возобновилось и к тому же было принято решение о модернизации предприятия, которая хоть и затянулась на более долгий, чем первоначально предполагалось срок, но все же велась по намеченной программе.

"Северная верфь" - одно из системообразующих предприятий российского флота
"Северная верфь" - одно из системообразующих предприятий российского флота

Возможности модернизированной «Северной верфи» значительно расширятся

И вот, до конца текущего года должны быть завершены основные работы по строительству нового двухпролетного эллинга длиной 250 м, шириной 50 м и высотой 74 м. Его ввод в эксплуатацию даст возможность строить практически все существующие в настоящее время типы кораблей и судов за исключением авианосцев. Для сравнения — построенный ранее крытый эллинг имеет в длину всего 160 метров и ширину около 20 метров, а предельное водоизмещение спускаемых кораблей и судов не превышает 12 тысяч тонн.

Новый эллинг будет оснащен мощными мостовыми кранами и всеми видами современного оборудования, применяемого в судостроении. После этого запланирована модернизация еще двух производств — сборочно-сварочного и цеха обработки корпусов. В конечном итоге производительность труда на предприятии вырастет в 2.5-3 раза, что позволит ежегодно строить до 8 кораблей против нынешних трех-четырех.

"Северная верфь" завершает программу модернизации
"Северная верфь" завершает программу модернизации

При этом, модернизация не помешала строительству кораблей и судов, что наглядно показали результаты 2020 года — тогда 11 кораблей и судов были спущены на воду и столько же заложены на стапелях. Все они будут построены и затем переданы заказчикам до конца 2025 года. Всего же на верфи сегодня на разных стадиях строительства находится свыше 50 кораблей и судов различных классов и назначения. Стоит также добавить, что на предприятии внедрена и действует соответствующая требованиям международных стандартов ISO серии 9000 система менеджмента качества.

Фрегаты проекта 22350М — ударная сила российского флота

Полностью новый эллинг будет введен в строй к 2023 году и именно тогда на судостроительном заводе будет заложена серия новых фрегатов дальней океанской зоны типа 22350М. Это модернизация более раннего проекта 22350, по которому в настоящее время построено три корабля, первый из которых был введен в состав российского ВМФ в 2020 году. Еще шесть таких фрегатов сейчас находятся на разных стадиях строительства.

Фрегат проекта 22350. Модернизированная версия станет еще более грозной
Фрегат проекта 22350. Модернизированная версия станет еще более грозной

Новые российские фрегаты будут иметь более мощный боевой потенциал — на них установят 8 универсальных корабельных стрельбовых комплекса (УКСК) против четырех на кораблях более ранней постройки. В каждом таком комплексе имеется 8 ячеек для противокорабельных и противовоздушных ракет, что делает фрегат грозной силой. Первоначально на кораблях этого типа будут установлены ракеты «Калибр-НК» и «Оникс», а чуть позже — и гиперзвуковые «Цирконы». Кроме того, на них помимо традиционных вертолетов будут базироваться и новые беспилотники.

Всего запланировано построить и сдать флоту 12 фрегатов данного типа. Головной корабль серии войдет в строй в 2027 году, за ним в следующие несколько лет последуют и остальные. Они станут основой российского флота дальней океанской зоны в следующие десятилетия и будут выполнять задачи различного характера во всех уголках Мирового океана. А затем к ним добавятся еще более мощные корабли — атомные эсминцы I-го ранга типа «Лидер», проектирование которого в настоящее время уже завершается. К концу 2020-х годов планируется построить как минимум два таки корабля, способных нести более 100 мощных ракет самых современных типов.

Атомный эсминец "Лидер". Пока в макете
Атомный эсминец "Лидер". Пока в макете

Все это говорит о том, что российское судостроение восстало из пепла «святых 90-х» и выходит на новый уровень своего развития. Оно пусть медленно, но уверенно опять становится одним из мировых лидеров.