Одноклассница моей давно взрослой дочери живёт рядом со мной, в доме напротив. Бывает, встречаемся в магазине или на рыночке. Она поговорить любит, всегда останавливается. Иногда даже не вижу ее, а она сама меня заметит и подходит.
Но в это лето редко виделись. Жара, я старалась с утра пораньше пройтись по магазинам, все нужное купить. И вот опять встретились случайно на нашем мини-рынке.
Приветствую всех на моем канале! Здесь мои заметки о жизни, размышления и наблюдения.
Одноклассница эта со своей матерью и сыном взрослым живёт. Мать лет 20 уже после инсульта, инвалид. На улицу не выходит, но по квартире передвигается. Сама подогреть еду может, поесть. В туалет сама. В рассудке полном.
Спрашиваю в этот раз традиционно:
- Как мама, как себя чувствует?
И в ответ слышу, что мамы больше нет. Девяти дней ещё не прошло. Для меня это неожиданностью было. Разохалась я, стала соболезнования выражать, сказала, как жаль. Всё-таки человек мать потерял и прожили всю жизнь вместе.
И тут одноклассница дочери говорит то, от чего мне стало не по себе. И я поняла, что мои соболезнования неуместны. Вот её слова:
- Да вы что! Жаль? Да я рада. Наконец-то я отмучилась. Она в последнее время слегла, не вставала. Я спину надорвала за ней ухаживать. Сыну моему ничего не надо, не помогал. Сейчас на больничном сама, остеохондроз лечу. Если бы ещё это все продолжалось, я бы с ней рядом легла.
Вот такая ситуация. Я подробностей не знала, конечно. Подумала, что печально очень, мать потерять. А оказывается, это облегчение. И соболезнования неуместны.
Не берусь осуждать, я не была на ее месте. Моя мама дня два-три всего пролежала перед уходом. До этого хоть и было много проблем со здоровьем, но всё на своих ногах. Она до глубокой старости дожила, но мне было очень жаль ее терять.
Поэтому и сказала этой женщине так. Как сама бы чувствовала. Что это потеря и печаль большая, когда мама уходит. Сколько бы ей ни было лет и какое бы ни было здоровье.
Но все воспринимают по-разному. Этой женщине тяжело было и обуза. А сейчас облегчение. Сын не помогал тем более. Это тоже о чем-то говорит. Если потом уже его матери нужна будет помощь, будет ли он на это готов? Все же идёт из поколения в поколение.
Осадок странный остался у меня от этой встречи и нашего разговора. У нас в обществе принято выражать соболезнования в случае утраты близких. И в голову ведь не придет поздравлять с облегчением и освобождением.
А у кого-то это на самом деле не печаль, а радость. Но даже если это так, то говорить об этом вслух не принято. И наверное не стоит. Это звучит противоестественно. Может быть, это у меня "белое пальто", как сейчас принято говорить, проявилось. А попросту ханжество. Не знаю. Но я так чувствую.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте палец вверх, тогда я буду знать, что мои заметки вам интересны. Всем мира и доброго здоровья!