Уличный художник Бэнкси принципиально не берет с людей денег за показ своих работ: он допускает только добровольные пожертвования. Однако его произведения вновь и вновь коммерчески эксплуатируются. Как художник собирается бороться с этим?
Мужчина в маске бросает букет цветов, будто это камень на уличных беспорядках — это трафарет Бэнкси под названием «Любовь витает в воздухе». Одна из нескольких работ, авторские права на которые уличный художник сейчас пытается защитить в Австралии.
Бэнкси подал заявку на оформление двух изображений («Любовь витает в воздухе» и «Девушка с воздушным шаром») в качестве товарных знаков в Австралии. Заявка будет зарегистрирована в скором времени. Однако подобный юридический маневр Бэнкси уже предпринимал в Европе, и многие эксперты-юристы сомневаются, что художник докажет свои права в австралийском суде.
Бэнкси вынужден идти на уловки, чтобы не допустить коммерческого использования своих работ. Его произведения размещают на плакатах, сумках, зонтиках, одежде и многом другом, хоть сам Бэнкси не давал разрешения на продажу. Воспользоваться авторским правом художник не может: для этого ему придется раскрыть свою личность, которую он держит в тайне последние 30 лет. Он искал способ установить контроль над произведением без необходимости раскрывать свою персону и попытался использовать товарный знак вместо закона об авторском праве.
Однако эта юридическая тактика уже не раз подводила андеграундного художника. Товарные знаки могут не дать деятелю искусства той защиты, на которую он надеется: на прошлой неделе Комиссия по интеллектуальной собственности Европейского союза (EUIPO) аннулировала 4 товарных знака на произведения Бэнкси. Было решено, что художник подал заявления недобросовестно: он пытался скрыть свою личность, но в то же время претендовал на право интеллектуальной собственности, хотел зарегистрировать товарный знак, не планируя заниматься коммерческой деятельностью.
Сейчас дело обстоит иначе. В Австралии существует собственная система товарных знаков, и решение EUIPO не подлежит прямому исполнению. Но по словам австралийского эксперта по интеллектуальной собственности Тима Голдера, Бэнкси столкнется здесь с той же проблемой, что и в Евросоюзе. Чтобы выиграть это дело, художнику придется раскрыть свою личность. Если же Бэнкси захочет остаться инкогнито, он не сможет использовать закон об авторском праве, чтобы помешать людям копировать его работы в коммерческих целях. «Юридическое лицо, которому принадлежит право, должно самостоятельно предъявлять иск, — добавил эксперт. — Этого никак не обойти».
Юрист убежден, что попытка доказать право собственности при помощи оформления товарного знака бессмысленна. Даже если Бэнкси удастся зарегистрировать товарный знак, это никак не помешает фирмам копировать его работы и размещать на собственной продукции.
«Он загнан в угол, — говорит Голдер. — Если взять чье-то произведение и нанести его на поздравительную открытку, это не будет расценено судом как использование товарного знака».
За последние 10 месяцев Бэнкси потерял права интеллектуальной собственности на 6 своих работ. Европейская судейская коллегия полагает, что Бэнкси действует недобросовестно, регистрируя произведения в качестве товарных знаков, ведь он не собирался торговать своими работами. Из-за анонимности художник не может быть определен как однозначный и бесспорный владелец работ. В июне Бэнкси лишился прав на 4 граффити: «Крыса с радаром», «Смейся сейчас, но однажды править будем мы», «Девочка с зонтиком» и «Обнимающая бомбу».
На произведения Бэнкси претендовала британская компания по производству открыток Full Color Black. Она изобразила на своих открытках некоторые из самых известных дизайнов уличного художника, в том числе «Крысу с радаром». Чтобы остановить коммерческую эксплуатацию произведений, Бэнкси зарегистрировал товарные знаки.
После начала судебного разбирательства с компанией Full Color Black Бэнкси открыл бутик Gross Domestic Product. Так художник хотел доказать суду, что использует товарные знаки в коммерческой деятельности. Но это принесло больше вреда, чем пользы. Суд расценил это как хитрость и назвал магазин «несовместимым с честной практикой». В постановлении сказано, что он был открыт лишь после начала судебного разбирательства, а потому используется «для обхода требований закона о товарных знаках». Это признал и сам Бэнкси, заявив, что «сделал это с единственной целью — соответствовать категориям товарных знаков в рамках законодательства ЕС».
Суд также отметил, что деятель искусства рисует граффити на чужой собственности, а не на холстах или другом своём имуществе.
Постановление было вынесено недавно, и художник еще может обжаловать это решение. Юрист компании Full Color Black убежден, что апелляции ждать не стоит: последнее решение «звучит похоронным маршем для торговых марок [Бэнкси] — по крайней мере, в Европейском Союзе — и поднимает вопрос о подобных проблемах в других странах».
В своей книге Wall and Piece Бэнкси написал, что «авторское право — для проигравших». По мнению художника, общественность может воспроизводить и использовать любые общедоступные произведения, охраняемые авторским правом. «Я не беру с людей денег за то, чтобы они смотрели на мое искусство», — прокомментировал Бэнкси выставку своих работ в Москве в 2018 году. А сейчас, в 2021 году, художнику приходится активно бороться, чтобы деньги за его искусство не брали другие.