Думаю, многие уже догадались, что чудо окупаемости называется попкорн. Наценка на хрустящую кукурузу просто заоблачная. Американский ритуал покупки еды в кинозал отлично прижился у русского зрителя.
А на чём ещё делают деньги кинотеатры? И почему они так часто закрываются? Я проработал управляющим сети кинотеатров более 10 лет, рассказываю, в чём «соль» этого бизнеса.
О низкой окупаемости
Последний свой кинотеатр я открывал в 2015 году. Он был в торговом центре на 10 кинозалов. Стоимость открытия, включая ремонт, отделку, закуп оборудования и товаров составил 15 000 000 $.
Расчёт окупаемости был составлен на 10 лет. Это уже тогда казалось неправдоподобным, и не зря. Окупаемость в срок, судя по всему, так и не наступит.
Обычно кинотеатр или сеть, как было в нашем случае, платит прокатчику определённую сумму за право демонстрировать фильм. С денег, которые приходят с проката, 50% также забирает прокатчик. Стоимость отдельных фильмов сильно разнится, обычно их закупкой занимается определённое контактное лицо кинотеатра.
Очень серьёзная проблема – воровство. По итогам периода украдено может быть до 5% всей выручки. Способов «нажиться» у линейного персонала масса. Самый неожиданный и наглый, который мне довелось видеть – печать копий билетов.
Отдельный сотрудник может положить в карман до 250 000 рублей, правда, чтобы я этого не заметил, доход кинотеатра должен был быть довольно выдающимся.
О составлении расписания
В моём первом кинотеатре проходимость была 40-50%. Это было самое начало 10-ых годов. В будний день приходило до 5000 человек, на выходных – до 9000.
Во втором (2014 - 2017 гг.) она была значительно ниже – от 10 до 15%. 6 сеансов в день на почти 2000 мест позволяли принять до 335 000 человек, а по факту даже в выходные было не больше 2500.
Выручка кинотеатра напрямую определяется расписанием сеансов. На моём первом месте работы руководящие должности занимали настоящие профессионалы своего дела. Даже они не смогли искоренить воровство, но прибыли и без того были шикарные.
Больше всего меня удивляла точность работы отдела планирования. Каждую неделю мы получали план посещаемости и ожидаемой прибыли. Обычно мы его перевыполняли, но всегда не больше чем на 100 000 рублей. При этом речь шла о 40 – 50 млн рублей в месяц. Представляете уровень их профессионализма?
Об опустевших залах
Успешный бизнес рухнул после выкупа сети кинотеатров американским инвестором. Американцы поставили своё руководство и полностью сменили расписание. В первый же месяц выручки упали на треть, а во второй – ещё на половину.
Мне кажется их ошибка была в том, что «топовые» фильмы крутились по кругу с перерывом максимум в 10 минут. Количество показов ограничено, и часть фильмов крутили при пустых залах.
Если бы перерыв оставался, как и раньше: от 30 до 45 минут, посетитель вряд ли бы уехал в другой кинотеатр. Он остался бы ждать следующего показа, а сам в это время изучил продукцию снек бара.
Что сделано, то сделано. Вышел очередной урок о том, что «новая метла не всегда метёт, как надо».
О попкорне и волне закрытий
Вернёмся к тому, с чего начали – к еде. Помните, я обещал сказать на чём ещё зарабатывают кинотеатры? Ответ: ни на чём! Заработок с продажи билетов никогда не покроет стоимость строительства. С экономической точки зрения строить кинотеатр ради кино – бессмысленно.
А вот накрутка на попкорн достигает 2500-2800%, а в отдельных случаях и 3500%! Себестоимость среднего ведра со сладким попкорном от 10 до 20 рублей. Продают же его вам в разных кинотеатрах от 300 до 500 рублей.
На колу можно накрутить до 1500%, на пиво – меньше, да оно и не везде разрешено. Кстати, пиво в кинотеатре всегда самое вкусное. Разбавлять продукт с и без того огромной наценкой просто лень.
Я всегда уничтожал неизрасходованные вёдра из-под попкорна и лишние стаканчики. Инвентаризация проводится по посуде, и вороватые сотрудники могут использовать её повторно, а клиенту потом трудно это доказать. Второй момент – 3D очки. Они входят в стоимость билета, но я видел, что некоторые кинотеатры используют их снова.
Почему кинотеатры закрываются? Открытые ещё при СССР просто не выдерживают конкуренцию с новыми, которые заходят в торговые центры. У многих людей сегодня есть домашние или онлайн-кинотеатры. Наконец, мое личное мнение – сильно снизилось качество кино.