Иногда рядом с наскальной живописью первобытных людей археологи находят красные точки, сделанные охрой. Долгое время никто не мог понять, зачем они нужны. Пока профессор Егор Резников не обнаружил интересную закономерность: в этих местах всегда необычная акустика. В одной из пещер, где были нарисованы бизоны, многократно повторяющееся эхо становилось похожим на крик этих животных. То есть служило своего рода «звуковой дорожкой» к рисунку.
Это не единственный пример потрясающей акустики, которая встречается только в пещерах. Человек несведущий может подумать, что здесь царит тишина, но это далеко не так. Падающие камни, капающая вода, треск породы из-за механических напряжений, ветер – всё это создает неповторимую пещерную «музыку».
Иногда она бывает опасной. Например, при подъеме воды в карстовых сифонах образуется инфразвук. Из-за низкой частоты человек его не слышит. Но инфразвук способен сильно повлиять на психику и вызвать чувство тревоги.
Это одна из версий происходящего в Кашкулакской пещере в Хакасии. Местные избегают этой пещеры, а туристы и спелеологи рассказывают истории о внезапном ужасе, из-за которого им приходилось бежать на поверхность. Есть истории о людях, которые сошли с ума, побывав здесь. Позже ученые исследовали пещеру и выяснили, что причина, скорее всего, в электромагнитных колебаниях. Правда, их источник так и не нашли.
Еще одно место с уникальной акустикой – Фингалова пещера на острове Стаффа (Шотландия). На гэльском языке пещера называется Uamh-Binn, то есть «пещера мелодий». Из-за необычно выгнутого свода шум прибоя издает причудливые звуки. Впечатляют и местные виды. «Тело» острова – это огромные многогранные колонны, которые появились из-за внезапного выброса лавы. У туристов, желающих посетить Фингалову пещеру, будет время ими полюбоваться: попасть в нее можно только по узкой тропинке, нависающей над водой.
На юге Таджикистана находится Ходжма-мумин – солевой горный массив. В недрах гор есть пещеры высотой до 10 метров. В некоторых из них можно услышать «эолову арфу» – чистые музыкальные тона. Они возникают из-за ветра, который «играет» на солевых сталактитах. Один из первых исследователей местных пещер, А. И. Дзенс-Литовский, писал, что звуки меняются, когда усиливается ветер или ломаются сталактиты. Это делает «эолову музыку» неповторимой.
Люди тоже прикладывают руку к созданию необычных звуковых эффектов. Самый известный пример – Ухо Дионисия, рукотворная пещера в Сиракузах (Италия). Её вырыли для хранения воды, но со временем она стала непригодна и осталась пустой. Тогда и обнаружилась изюминка этого места. Из-за необычной S-образной формы пещера многократно усиливает даже тихие звуки.
В глубине находится странное отверстие. Именно оно дало пещере современное название. По легенде, царь Дионисий использовал её как темницу, а через это отверстие наслаждался криками пленников и подслушивал их разговоры.
Есть и мирная версия того, как использовалась пещера: некоторые ученые думают, что здесь был театр. Акустика – как раз для выступлений.
Иногда человек сознательно помогает природе в создании уникальной музыки. Так случилось со Сталактитовым органом в Лурейских пещерах (США). Местные сталактиты, если ударить по ним, издают мелодичные звуки. Этим воспользовался Лиланд Спринкл. Он обработал сталактиты, чтобы получить идеальный звук. Потом присоединил к каждому камню молоточек, управляемый с органной клавиатуры. Получился необычный музыкальный инструмент.
Пещеры открыты для посетителей. Продаются диски с записью необычной органной музыки. А в 2011 г. шведско-финская группа Pepe Deluxé записала здесь одну из песен.
Не все пещеры исследованы до конца, а значит, ученых ждет еще немало удивительного. Над некоторыми звуковыми феноменами они ломают голову до сих пор.