Старообрядцы были и есть как известно очень сильные в вере люди. Но ничто человеческое и им не чуждо.
Купцы-старообрядцы дореволюционной России собрали большое количество коллекций, содержание вызывает у потомков удивление, так как имеет довольно фривольный вид.
Так, например знаменитая картина польского художника Генриха Семирадского "Танец среди мечей" (Третьяковская галерея), где танцует обнажённая девушка была куплена купцом-старообрядцем Козьмой Солдатенковым.
Большой открытостью изображений отличалась и коллекция живописи серпуховской купчихи первой гильдии Анны Мараевой.
Правда она не собирала эту коллекцию, а купила её в 1893 году у камергера и чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе Юрия Всеволодовича Мерлина. Стоимость коллекции оценивалась в 300 тысяч рублей (а купила её Мараева за 50 тысяч рублей). И это того стоило, так как Мерлин собирал свою коллекцию четверть века.
Мараева выкупила коллекцию у Мерлина по причине того, что он нуждался в деньгах. При этом, Мерлин очень помог ей в судебной тяжбе, которую она вела:
- 21 июля 1882 года и скоропостижно скончался её супруг Мефодий Васильевич Мараев в возрасте 52 лет, поэтому управление производством, капиталами и большой семьёй взяла в свои руки сама Анна Васильевна Мараева. На тот момент ей было 37 лет. Вступление в права наследницы не прошло гладко. Двоюродный брат покойного мужа Анны Васильевны — купец Ф. Ф. Мараев — тоже претендовал на наследство (не только фабрики, но и большие земельные наделы, два дома в Москве на Старо-Басманной улице). В суде он пытался оспорить законность брака без венчания и на этом основании получить наследство своего умершего родственника. Судебное разбирательство продолжалось около 10 лет и закончилось в 1893 году отклонением Сенатом притязаний Ф. Ф. Мараева. В том же году Анна Васильевна выкупила коллекцию картин и антикварных вещей у Ю. В. Мерлина — камергера и чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе - Википедия
Коллекцию, выкупленная у Мерлина стала дополнением коллекции старинных вещей традиционной русской культуры. Но так как некоторые картины коллекций западноевропейской живописи (была основой коллекции Мерлина) имели довольно соромный на взгляд обывателя характер, то всю коллекцию держали под замком.
С начала XX века Анна Васильевна Мараева стала испытывать затруднения в финансах. Это было связано с сильной конкуренцией в той сфере, где были её капиталы - ткацкая промышленность.
Анна Васильевна задолжала по кредитам около 200 тысяч рублей. Но несмотря на это она коллекцию не продавала и кое-как сводила концы с концами в своём бизнесе.
Так и дожила до революции 1917 года, когда все её проблемы решились. Её ткацкие фабрики были национализированы, а коллекцию ( в том числе и собрание икон) передали в созданный Серпуховский историко-художественный музей.
Так, старообрядческая семья собрала и оставила потомкам уникальное собрание европейской живописи и предметов русской культуры. Это сочетание уникально и является интересным явлением в русской культуре начала XX века.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
💥Сокровища белорусских староверов и банда 20-х годов XX века "Чёрный ворон"