Найти в Дзене

Германская Италия: история чемодана без ручки

Оглавление

Хотя в основе итальянской культуры и языка лежат достижения Древнего Рима, да и биологически итальянцы по большей части являются потомками древнего населения Апеннинского полуострова, являвшегося центром Римской империи, однако на становление средневековой культуры и вообще жизни этого региона сильнейшим образом повлияли германские племена.

Их непростые взаимоотношения интересны, и не менее увлекательна история германских попыток захватить Италию и удержать ее в своих руках. С первым они справлялись довольно неплохо, но второе получалось намного хуже.

Земли на юг от Альп были для германцев просто мечтой, поскольку снег там даже зимой не всегда в наличии, а земли отличаются плодородностью.

Вдобавок ко всему там была цивилизация, которая в культурном плане, может, и не особо их манила, но все же привлекала большими городами, дорогами и наличием сокровищ.

Одним словом, германцев, желающих сделать эту местность своей, всегда хватало. И если, скажем вестготов и вандалов по большей степени интересовала добыча, то другие больше думали о ПМЖ в Италии, где можно было бы еще и собственное государство создать.

Государство Одоакра

Именно оно стало первым германским королевством в Италии. Во второй половине V в. н. э. варвары, служившие последнему императору Западного Рима, сделали неожиданное: помимо «зарплаты» потребовали еще и изрядное количество земель.

Император отклонил требование с печальными для себя последствиями, ибо предводитель наемников (преимущественно германцев) Одоакр бережно снял императора с его царственного стула и сел на него сам.

Интересно, что становиться императором сам он не пожелал, и отослал знаки императорской власти в Константинополь, тем самым наглухо закрыв историю Западной Римской империи.

Параллельно этот дипломатический ход давал понять, что Одоакр не намерен соперничать с Византией является просто королем Италии.

Формально он был союзником византийского императора и даже его подданным, но на самом деле он был независимым правителем.

Византийская политика

Василевс прекрасно понимал, что имеет над Одоакром лишь иллюзорную власть, которая чего-то стоит лишь до тех пор, пока весьма разношерстные подданные Одоакра не объединятся в единую силу.

Поэтому император «пригласил» в принадлежащую ему только на пергаменте Италию остготов. Те не стали противиться, итогом чего стало ПОЧТИ то, на что василевс и рассчитывал.

Сплоченные, прошедшие «гуннскую школу» остготы были слишком серьезным соперником для не слишком связанных друг с другом «одоакрианцев», итогом чего стало появление Остготского государства.

Остготы в Италии

Увы, император Византии несколько ошибся. По его прикидкам, стотысячная толпа остготов должна была ослабить варваров Одоакра, заодно растратив и часть своих сил.

Образовавшийся кишмиш должен был стать преимущественно остготским, после чего должно было пройти много времени, прежде чем остготы освоятся на землях Италии. Тем временем империя должна была вернуть Италию под свой контроль.

Однако варвары оказались куда более расторопны. Разбив Одоакра, остготы быстро создали собственное государство, ставшее сильнейшим во всей Западной Европе, что успели почувствовать на себе и франки, и вандалы, у которых остготы отвоевали Сицилию.

Но печальнее всего для василевса было то, что попытки византийцев проникнуть в Иллирию, остготы тоже успешно отбили. В итоге вместо нейтрального Одоакра Византия получила открыто соперничающих с империей остготов.

Потребовалось несколько десятилетий, прежде чем Византия смогла в середине VI в. н. э. разгромить остготов и вернуть Италию под свой контроль.

Лангобарды в Италии

Но «недолго музыка играла…» Византийская, во всяком случае. Примерно через десятилетие после победы над остготами, через Альпы в Италию пожаловали уже лангобарды.

Стоит отметить, что сделали они это не от хорошей жизни и даже не в погоне за плодородными землями. Просто на них давили могущественные в ту пору авары.

Столь печальное положение сделало лангобардов не только «стрелянными воробьями» с изрядным боевым опытом, но и поставило их в положение обреченных, когда «велика Европа, а отступать некуда; за Альпами – авары».

Как следствие - необычайно мощный натиск, который Византия сдержать не смогла. В течение нескольких месяцев лангобардам подчинился почти весь полуостров, за исключением нескольких подконтрольных империи городов.

Конец лангобардов

Мощный натиск оказался кратковременным, хотя и «почти сокрушительным». Удар по Византии был настолько силен, что империя уже не стремилась пойти в контрнаступление.

Но и сами лангобарды растратили столько сил, что «отжать» у Византии остатки уже не получалось. Образованное ими Лангобардское королевство, едва образовавшись, постепенно становилось все слабее, пока не одряхлело окончательно. В итоге Италия так и не была германизирована.