Волны самого глубокого озера тихо шелестели о берег. На совершенно белом бревне сидели двое и вели диалог.
«Так, еще раз для жителя ЦФО, ты хочешь сказать, что всех беглых с каторги местные принимали и укрывали? Всех бандитов, разбойников, убийц, воров, мошенников? Я дурак или лыжи не едут? Предки нынешних жителей республики укрывали и оставляли рядом с собой людей чьи руки были по локоть в людской крови? А не задумывались они что их тихо ночью прирежут, за охапку сена?».
«Ну, тут не все так просто… Разумеется к беглым присматривались, но в большинстве случаев их укрывали. Не знаю как по всей Сибири, но здесь решающим голосом было слово Байкала.»
Большинство каторжников присылали под Иркутск, в первую очередь на тяжелые работы, на пример на добычу золота. Много народу сгинуло в тех тяжелых условиях, лишь небольшая часть доживала до конца каторги, чтобы навечно остаться в ссылке. Но находились и те, кто решался на побег.
Сбежать из-под стражи было непросто, но еще сложнее было уйти от погони и выжить.
Горная стража недаром получала свои деньги и была серьезным препятствием к свободе. Без тени сомнений они расправлялись с беглыми, охотясь на людей как на зверей. Впрочем, и лесное зверье видело в каторжнике свою выгоду, оно было не против подзакусить беглым…
Напомню, что на гербе Иркутска изображен бабр. Бабр — это старорусское обозначение пантеры, тигра, леопарда. В якутском языке это слово (баабыр) обозначает амурского тигра.
Был ли шанс выжить у безоружного человека при встрече с голодным тигром? Самые мизерные, впрочем, как и при встрече с медведем, стаей волков или затаившейся в засаде рысью.
Но самым серьезным испытанием был Он – Старик Байкал.
Что бы оторваться от погони и скрыться от розыска беглому нужно было переправиться через Озеро, которое даже летом никогда не прогревается до комфортной температуры. Переплывали чаще всего в омулевых бочках (которые вмещали до 20 пудов рыбы). Но бывали и случаи, когда беглец отваживался на путешествие верхом на бревне.
Легкая качка на бескрайнем Озере могла перевернуть бочку, сбросить задремавшего «наездника» с бревна в холодную воду. Байкал словно судья рассматривал судьбу каждого смельчака и решал достоин ли он жить… Чаще всего Старик был еще и палачом.
Многие ли достигали свободы? Сколько людей нашли свой конец в руках горной стражи, в зубах диких зверей? А сколько на дне Байкала? Считанные единицы достигали спасения. И наши предки, рассудив мудро, не перечили воле Байкала, они старались помочь беглому, прошедшему свой путь. Путь искупления.
«Так понятнее. Да и с другой стороны, человек прошедший такой путь наверняка сильно менялся и более не хотел творить преступления. И к людям, чья помощь его спасла, будет относиться по-другому.».
«Именно. И как показала жизнь, Старик Байкал очень редко ошибался. Жаль, что ныне отправить на его проверку некоторых нельзя».
Над водами Байкала садилось солнце…