В конце 1220 года монгольские завоеватели, пройдя с боями большую часть империи Хорезмшахов, вторглись в ее сердце - Хорезм, низовья Амударьи и всерьез нацелились на столицу империи Ургенч, но перед ними встало очень серьезное препятствие - город Хива с его неприступной цитаделью, без взятия которого об Ургенче можно было забыть навсегда.
Подойдя к стенам Хивы, монголы впали в уныние и было из-за чего: такой мощной крепости им брать еще не доводилось. Укрепления Хивы состояли из двух крепостей: внешней Дишан-Кала и внутренней Ичан-Кала. Внешний пояс укреплений Хивы Дишан-Кала представлял из себя вал из саманного кирпича длинной 5650 метров, высотой - 8 и толщиной у основания - 6 метров. Помимо пассивной обороны, Дишан-Кала могла обороняться и активно: через определенные промежутки на валу стояли мощные башни, сильно выступавшие за вал, дабы их защитникам удобнее было вести огонь по нападающим. Дишан-кала имела 10 ворот, которые сами по себе являлись мощными крепостями с несколькими рубежами обороны, первый из которых составляли боевые башни, в задачу которых входило не подпустить противника к воротам, если же ему все же удавалось прорваться, то в проемах ворот его ждали боевые галереи в стенах и потолке, благодаря которым защитники крепости могли моментально соорудить баррикаду из трупов нападающих, а за воротами штурмующих находились служебные помещения стражи и сам город с лабиринтом узких улочек и отдельными домами-крепостями, являвшимися предверием настоящей твердыни - цитадели Ичан-Кала, где располагался арсенал, дворец правителя области и гарнизон из профессиональных воинов-кипчаков (половцев). Имея такую мощную крепость, хорезмийцы избрали оборонительную тактику, рассчитывая, что монголы просто похоронят свою армию под стенами Хивы и в чем-то они были правы.
Первоначально расчеты хивинцев оправдывались: первый штурм Хивы монголами провалился, они понесли большие потери, но не смогли прорвать укреплений Дишан-калы. Не желая гибели всей своей армии, командовавший монголами племянник Чингисхана Исунке велел стать вокруг Хивы лагерем, поведя ее правильную осаду. Хивинцы торжествовали: штурм их города завоевателями провалился, а при длительной осаде должны были надежно сработать их добрые союзники: холод и пустыня, но, на свою беду, они недооценили монголов: за краткое время Исунке собрал под стенами Хивы огромную армию, плотно обложившую город и завершившую подготовку к его общему штурму.
В декабре 1220 года монголы пошли на решающий штурм Хивы сразу со всех сторон. На этот раз хивинцев не могло спасти ничто: ни мощные укрепления, ни личное мужество, огромная численность и согласованность действий завоевателей сыграли свою роль, город был взят и полностью разрушен, после чего перед монголами открылась дорога дальше - на Ургенч.