Искусство представляет собой одно из древнейших проявлений человеческого духа. Творить человек начал почти одновременно с тем как появился на свет. Даже в каменных орудиях первобытности можно увидеть определенную эстетику – не просто так, человек обтачивал камень с двух сторон делая его симметричным. Ведь наличие острых краев с двух сторон не давала особого преимущества в техническом плане. Иногда даже наоборот. А значит что-то другое возбуждало чувство в первобытном человеке, когда он придавал симметрию своим орудиям.
Но тем не менее, главным проявлением первобытного искусства остается наскальная живопись. Именно о ней мы сегодня и поговорим. Именно исследование декорированных пещер дало археологам и историкам большинство материалов по первобытной живописи. В географическом плане пещеры, содержащие на своих стенах рисунки, расположены на территории между Атлантическим океаном и Уралом. Наибольшее их количество приходиться на Францию и Испанию. Но есть пещеры и на территории России, в которых есть роспись, петроглифы. Поговорим сначала именно о России, а потом перейдем к общим замечаниям о пещерной живописи. Тут нужно сразу оговориться, что говорить мы будем о наскальной живописи в целом, а не только о росписях на стенах пещер.
Петроглифы на территории России зачастую называют писаницами, то есть росписями камней, стен пещер. Особенностью первобытной живописи в России является то, что зачастую росписи находятся на открытых местах, а не в пещерах. Наскальные изображения в России встречаются повсюду: на Алтае, Урале, в Якутии, Забайкалье и Карелии. Впервые росписи на территории России были открыты в начале XIX века, в ходе разведки полезных ископаемых.
Чаще всего наскальная живопись в России обнаруживается на берегу водоемов. У озера Байкал, у Онежского озера, на Белом море. Как правило, и ниже мы поймем почему, в качестве места для нанесения рисунка избиралось какое-то укромное местечко – гроты или небольшие пещеры. В качестве краски художники первобытных времен использовали чаще всего охру, в которую добавлялись животные жир и кровь, что делало рисунок более долговечным. Наиболее часто встречаются росписи красного цвета (в чем вы убедитесь посмотрев на соответствующие рисунки). Другие цвета встречаются намного реже. Охра хорошо впитывалась в скальную породу и именно поэтому рисунки смогли сохраниться до наших дней. Тематика росписей на скалах в России в целом такая же как и в Европе – сцены охоты или ритуальных действий. В качестве объектов, наносимых на скалы выступали не только люди но также и звери, рыбы, всевозможные (в том числе и геометрические) символы. В целом на стены пещер и открытые участки скал и камни переносилось само мировосприятие первобытного человека, где весь космос оказывался взаимосвязан, одухотворен, а человек по представлениям древних находился в мистической, либо же родственной связи с животными.
К самым известным местам с петроглифами на территории Росси относятся:
- Томская писаница
- Петроглифы Сикачи-Аляна
- Онежские петроглифы
- Беломорские петроглифы
- Капова пещера
А также многие другие.
При нанесении наскальных рисунков человек пользовался разнообразными техниками – скалывая, царапая или высекая формы на скале. Человек воспринимал объекты окружающего мира достаточно реалистично, верно передовая пропорции. В целом всему комплексу наскальной живописи присуща некая единая стилистическая манера, что говорит об определенных базовых культурных выражениях у древних людей.
Теперь перейдем к рассмотрению общих характеристик наскальной и пещерной живописи. В отношении пещерной живописи известный исследователь Леруа-Гуран сделал следующее замечание: «исключительное сходство художественного содержания: образы очевидно заимствованного характера остаются неизменными с 30 по 9 тысячелетие до н.э. и на пространстве от Астурии до Дона».
А теперь вернемся к вопросу о расположении рисунков в укромных местах. Это же относится и к пещерной живописи. Рисунки в пещерах, как правило, находятся на значительном расстоянии от входа в пещеры. По этой причине исследователи решили, что эти пещеры, оформленные рисунками, имели для первобытных людей значение своего рода святилищ, сакральных мест, где можно было встретиться с духами, поговорить с предками и вообще проводить особые ритуалы. Это воззрение только подтверждается тем фактом, что многие из пещер, в которых были обнаружены рисунки были просто на просто необитаемы. Зачастую, чтобы добраться до расписных стен, необходимо пройти сотни метров, иногда спускаться по веревки и прочие сложности. Именно такими (сложными) являются расписные пещеры Кабаре, Ньо, Ласко и Трех братьев. Именно в пещере Ласко вам бы пришлось воспользоваться веревкой, чтобы сквозь глубокую шахту попасть в нижнюю галерею, где располагаются палеолитические росписи.
Ученые сходятся в одном – изображения на скалах и стенах пещер обладают определенным смыслом. Но каким? Что представляют собой наскальные росписи: образы, которые возникали у древнего человека, когда он сталкивался с чудом окружавшего его мира, как бы оно не проявлялось, или же символы, скрывающие за собой какой-то высокий смысл?
Зачастую концепцией, позволяющей ответить ученым на вопрос о смысле пещерных рисунков, является так называемая «охотничья магия». Изображения животных, на которых как правило охотился древний человек, с телами пронзенными стрелами или копьями. Вообще первобытный человек относился к охоте столь серьезно (это естественно), что подготовка к ней, всевозможные ритуалы, танцы и пение занимали больше времени чем сама охота. Так Люсьен Леви-Брюль в своем «Первобытном мышлении» описывает ситуацию, когда в современном первобытном племени, охотники не то что часами, а днями танцевали перед тем как отправиться за дичью, доводя себя до полного изнеможения. Они объясняли это тем, что считали магическую подготовку к охоте намного более важной, чем ловкость действий на самой охоте. Конечно, современному человеку это (как и многое другое в первобытном мышлении) может показаться крайне странным и совсем не рациональным, но таковы были первобытные люди. Ритуалы, связанные с охотничьей магией вообще составляли значительную часть всех ритуальных действий, которые предпринимались в первобытном племени, во время перед охотой, или во время инициации подростков.
Открытия новых пещерных рисунков происходит до сих пор. Вот что написал по поводу важного археологического открытия журнал Science 20 октября 2000 года:
«На севере Италии были обнаружены следы того, что вполне может оказаться древнейшей в мире пещерной росписью. В пещере Фумане, расположенной к северо-западу от Вероны, группа итальянских археологов раскопала каменные плиты с изображениями животного и еще одного существа — полузверя-получеловека. Плиты, разрисованные красной охрой, выпали некогда с потолка и оказались впечатаны в пол пещеры. Обнаружены они были в слое осадочных пород, возраст которых составляет от 32 до 36,5 тысячи лет»
В качестве претендента на звание старейшей росписи в мире иногда представляют комплекс рисунков с юга Франции, из грота Шове. В качестве краски местные художники использовали эмульсию каменного угля, которая содержала органические отложения, благодаря чему рисунки удалось проанализировать радиоуглеродным методом. В результате специалисты пришли к выводу, что местным рисункам от 30 до 32,5 тысяч лет.
Образцы палеолитического искусства можно найти и на территории Германии. Вот как описывает местные произведения искусства Грэм Хэнкок в своей книге «Сверхъестественное. Боги и демоны эволюции»: «Древнейшее искусство Германии датируется примерно тем же периодом, что и териантропы Фумане и Шове: 30–35 тысяч лет назад. Образцы этого искусства встречаются главным образом в пещерах Фогельхерд, Холенштайн-Штадель, Гайсенклостерле и Холе-Фельс. Все эти пещеры расположены в горах Швабская Юра на юго-западе страны. Несмотря на то что в этих местах можно встретить остатки наскальных росписей, главный интерес для ученых представляют не они, а 19 небольших статуэток, вырезанных из бивней мамонта. Главным образом это изящные миниатюры, редко превышающие в длину 5 сантиметров. Некоторые из них просверлены насквозь, так что их можно носить на шее в качестве подвески. Минимальный возраст этих вещиц, установленный по возрасту слоя, в котором они были обнаружены, составляет около 32 тысяч лет. Судя по всему, однако, некоторые статуэтки были изготовлены намного раньше. В частности, одна из них находилась в слое осадочных пород, верхний предел датировки которых составляет 36,8 тысячи лет. В число этих статуэток входят изображения лошадей, медведей, птиц, нескольких мамонтов, четырех животных из семейства кошачьих, двух бизонов, двух "антропоморфов", отдаленно напоминающих людей, и одного четвероногого существа, которого ученым так и не удалось идентифицировать. Подавляющее большинство фигурок было найдено в жилых помещениях пещеры. И все же одна статуэтка, обнаруженная в Холенштайн-Штаделе, представляется в данном случае особенной. Весит она почти три четверти килограмма и достигает в высоту 29,6 сантиметра, что почти в пять раз больше любой другой из обнаруженных фигур. Эта статуэтка была найдена в нише, расположенной в самой глубине пещеры. По мнению археологов, первобытные люди лишь изредка заходили в этот отдаленный уголок».
К числу самых известных наскальных рисунков относится тот, который аббат Брейль, священник, интересовавшийся археологией обнаружил в пещере Трех Братьев. На стене пещеры Брейлем был обнаружен рисунок странного существа (по видимо либо духа-покровителя, либо шамана) совмещавшего в себе признаки человека и многочисленных животных, в том числе клюв и глаза совы, оленьи рога и так далее.
Наверное, рисунок этого существа, которое аббат Брейль назвал «Великим волшебником» является самым известным примером наскальной росписи первобытных времен.
Перечислять все сокровища палеолитического искусства можно бесконечно долго, но пространство текста должно быть весьма ограничено. Нет сомнений, что наскальная живопись являлась выражением особого отношения человека к окружающему его миру, в этом отношении сплетались анимистических и мистические мотивы. Человек через искусство стремился установить связь с миром, который порой представал перед ним в столь пугающей форме.
Спасибо за внимание!