«Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души».
(Перси Биши Шелли)
«Безумный Шелли» ¬– так прозвали юного строптивца в Итоне, когда он открыто выступал против схоластики в обучении, позволяя себе богохульствовать и бунтовать. При этом Шелли был таким застенчивым и ранимым, что поверить в его конфликтную сущность становилось невозможным. Его жизненные взгляды не находили понимания и в семье: совсем не так должен был вести себя будущий глава древнего рода.
В последние годы обучения все как-то улеглось: появилась потребность в творчестве, Шелли запоем читает философскую классику, увлекается идеями социальной справедливости. Но последующая учеба в Оксфордском университете завершилась совсем плохо: фрондерская натура будущего поэта проявилась в написании и распространении брошюры «Необходимость атеизма», после чего Шелли исключили из числа студентов, а заодно изгнали и из семьи – отец запретил ему показываться на глаза и ограничил средства к существованию.
Санкции вовсе не отрезвили Шелли, предоставленный самому себе, он едет в Ирландию, страну озер, где жили «поэты-лейкисты» Вордсворт, Кольридж и Саути, с которым он был близко знаком. И вот, наконец-то! После политических брошюр и памфлетов на свет появляется философская поэма «Королева Маб», где уже в полной мере проявились идеи утопического социализма, которыми поэт просто бредил.
Личная жизнь поэта пестрела исключительными событиями и похождениями. Первую жену он практически украл из дома, а затем и бросил ее ради Мэри Годвин, в замужестве Мэри Шелли, написавшей впоследствии популярнейший роман «Франкенштейн». Брошенная супруга утопилась, поэтому неудивительно, что общественное мнение ополчилось против вольнодумца - практически до конца своей жизни он подвергался всеобщему осуждению.
Но зато в этот же период жизни написаны поэмы «Аластор» и «Восстание Ислама» - несомненные вершины творчества Шелли, в котором самым причудливым образом сочетались рационализм и романтизм, вера в человеческий разум и отрицание всяческих верований. Почти вся лирика Шелли пронизана тончайшей философией, он восхищён природой, у которой есть душа и чувства; как заметил профессор Доуден, «его поэзия вливает в нас Божественную тревогу»:
О, где ты, утро завтрашнего дня?
Седой старик и юноша влюбленный,
В душе и радость, и печаль храня, -
Все ждут твоей улыбки благосклонной.
Но всякий раз, неотвратим, как тень,
Сегодняшний тебя встречает день.
***
Незримого Начала тень, грозна,
Сквозь мир плывёт, внушая трепет нам.
И нет препон изменчивым крылам –
Так ветра дрожь среди цветов видна…
***
Дано смирять мятежность нашу
Исполненным любви глазам,
И нежность бросит в жизни чашу
Целительный бальзам.
Все беды минут во мгновенье:
Я избран! Мне - благословенье!
***
Мне чудится, что любишь ты меня,
Я слышу затаенные признанья,
Ты мне близка, как ночь сиянью дня,
Как родина в последний миг изгнанья!
***
Мы, словно облака вокруг луны, -
Летим сквозь ночь, трепещем и блистаем.
Сомкнется тьма - и вмиг поглощены,
Мы навсегда бесследно исчезаем.
Мы точно звуки несогласных лир -
Ответ наш разный разным дуновеньям.
Не повторит на хрупких струнах мир
То, что с прошедшим отошло мгновеньем.
📚 Сочинения Перси Биши Шелли 📚
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и приходите в «Библио-Глобус» 😘