Найти в Дзене

Что не так с фильмом «Броненосец “Потемкин”»?

Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» стало одним из символов революционной битвы. Эта история эксплуатировалась и после революции 1917 года, когда власть полностью перешла к большевикам.

Фото: кадр из фильма "Броненосец "Потемкин""
Фото: кадр из фильма "Броненосец "Потемкин""

Режиссер Сергей Эйзенштейн снимает фильм «Броненосец “Потемкин”» в 1925 году, как раз к юбилею революции 1905 года. Фильм до сих пор считается шедевром мирового кинематографа, что абсолютно оправдано. Держать в напряжении зрителя больше часа без звуковых эффектов, яркой картинки и компьютерной графики ─ это большой талант.

В картине есть искажение истории. Кадр, как коляска катится по ступеням, знаком многим ─ даже тем, кто фильм не смотрел. Это сильный эмоциональный прием. Камера крупным планом показывает пожилых людей, молодых женщин, детей. Мужчины, если на них и акцентируется внимание, то они с ограниченными физическими возможностями. И против мирной толпы вооруженные казаки.

Но днем казаки на Потемкинской лестнице не стреляли. Стычки между бастующими рабочими и полицией происходили на улицах Одессы, а не на спуске к морю.

На лестнице стреляли поздно вечером. В порту начались беспорядки, толпа стала грабить пакгаузы (склады). В море выливали керосин, масло, вино. Толпа была пьяна. Внезапно вспыхнул пожар, который охватил и портовые помещения, и судна, стоявшие у причала.

Фото: кадр из фильма "Броненосец "Потемкин""
Фото: кадр из фильма "Броненосец "Потемкин""

Корней Чуковский, который в это время находился на террасе ресторана, где был наблюдательный пункт, увидел страшную картину:

В трубу можно было видеть, как маленькие, черные люди в отчаянии бегали в пламени, бросались в горящее море и там сгорали. Вот загорелась деревянная эстакада. Вот загорелись пароходы. И тут произошло нечто невозможное, сверхъестественное.
Раздались внизу выстрелы.
Бездарный и трусливый Нейгардт (градоначальник Одессы ─ прим. атора) за целый день не сделал ничего для того, чтобы предупредить пожар. Люди беспрепятственно проникали вниз, беспрепятственно грабили, беспрепятственно напивались, — он не послал туда ни одного солдата, ни одного городового. Полиция наверху, в городе, избивала безобидных граждан. Но когда внизу, в гавани, люди опьянели, люди обессилели, когда со всех сторон охватило пламя, — тогда только сошли вниз солдаты и принялись стрелять. Это было не предупреждение, а месть.

Фильм заканчивается, как «Потемкин» проходит сквозь эскадру. Несколько кораблей пришли, чтобы потопить мятежный броненосец, но в итоге расступаются перед ним.

На деле броненосец захватил миноносец 267, портовое судно «Веха» и броненосец «Георгий Победоносец». Команды, которые достаточно быстро перешли на сторону мятежников, так же быстро и передумали. Сначала отстал «Георгий Победоносец», потом «Веха» и самым последним ушел миноносец 267.

То, что мятежная команда осталась в итоге одна, этого в фильме не показали. В 1925 году такой поворот не совпадал с политикой партии.