Найти тему
Петр Сергеев

Забытые советские экспериментальные тягачи АТ. Удивлен конструкцией

Забытые советские экспериментальные тягачи АТ

Однажды в 1944 году в том же самом Гороховском военном лагере, где как раз строился и испытывался экспериментальный тягач АТ-1, решили провести опыты с гусеничным ходом. Их целью было определить, сможет ли тягач преодолеть 80 км со скоростью, которую сообщали данные его штатного двигателя ГАЗ-51, установленного на установку ОРЛ-250.

Сначала испытатели АТ выпрягли лошадей и пустили их рысью. Затем – попробовали ход другой машины, ЗиС-6, тоже с 75-сильным мотором, на колёсах. Дистанция получилась ещё короче, но при этом тягач развил скорость свыше 100 км/ч. Испытывали и колёсно-гусеничные образцы «толкачей».

Решили максимально использовать все возможности 3-го класса тяги. Вывели АТ вперед, прицепили к нему орудие ЗиС и – вперёд!

Уже через две недели начались испытания. АТ быстро преодолевал любые преграды, включая крупные села и дороги, по которым техника проходила абсолютно свободно. Топливо, не расходовавшееся на 100 км пути, шло в огонь всё более и более высокого давления.

Машину заносило на колдобинах, но затем она уверенно преодолевала канавки и ямки.

Анализ результатов испытаний позволил сделать вывод, что тягач с полугусенечным ходом по скорости не уступал полноценному колесному.

Однако дальше проходить на максимальной скорости было уже неинтересно. На каждый километр пути приходилось уже по 6-8 км движения с обычной тягой. Это при том, что батарея орудий ЗиС находилась всего в ста метрах от тягача, а почти все расчёты располагались на броне танка КВ. А, к примеру, для прохождения 70-80 км на полугусенной машине требовалось 10-12 гусениц, которые просто невозможно было бы перебросить на другую сторону.