Найти тему
мейлс

"Шал"

"Шал" (Старик) - картина от киностудии Казахфильм. Если коротко о положении дел в кинематографе: "Казахстан и Россия братья навек". Комедии, исторические драмы, политота и суровый артхаус. Большая часть сомнительного качества. Комедии не радуют; политота - безвкусица, снятая для одного человека; исторические драмы (в большинстве своём) походят на нудные документалки для школьников. Одна надежда на жизовые драмы, где сложно облажаться. Но кто их смотрит? Когда жизнь драма - хочется комедии. Любой. Тупой, не смешной, пошлой или бездарной. Так спрос рождает предложение. В кинотеатры ползет "годнота". Схавают.

Но даже при шатком положении дел кинематограф Казахстана обладает своим прекрасным уникальным стилем, как корейские или французские картины. А если посмотреть на творения одного только Казахфильма за последние 5 лет, то можно заметить, что каждый второй фильм снят в декорациях аула, а каждый третий окажется исторической (биографической) драмой. «Аульные» картины будут монотонно медитативными и с философскими наставлениями аксакалов, томно глядящими в степную даль на закате. Или окажутся трагедиями про место в жизни, патриотизм или любовь. Исторические ленты расскажут про Великих сынов и дочерей казахского народа: мыслителей, батыров, спортсменов и политических деятелей. Не ручаюсь, как я уже говорил, за качество всего контента, но такое кино имеет место быть, даже при отсутствии явного разнообразия жанров и идей. Контента для экранизации в Казахстане достаточно. Другой вопрос: бережно ли относятся киноделы к исходному материалу и зрителям? Получается ли картина интересной и захватывающей? Почему люди должны смотреть такое кино, тратить свои деньги и время? Думают ли в студии об этом? Посмотрим на примере «Шал’а».

«Шал» это уникальный фильм с заурядным сюжетом. Он из категории "фильмы про аул". Открывающая сцена за пару минут расскажет обо всём, что нужно знать. Главный герой старик. И он такой ярый фанат футбола, что свою отару овец превратил в футбольную команду. Не отправил их играть за "Кайрат" в новом сезоне, конечно. Он лишь назвал каждого барана в честь знаменитого футболиста и дал каждому индивидуальный номер. Это что МЕТАФОРА на современный футбол? Вместе со стариком живет его внук. Пацан кибер-спортсмен, который залипает в майнкрафт на PSP целыми днями. Вот на этом и конфликт поколений:
- Пялишься целый день в свою коробку и ничего не делаешь.
- Ты тоже.
- Ты не понимаешь, это другое!

Но суть фильма не в этом. Суть в «удачно» сложившихся обстоятельствах. Деду нужно перегнать свою отару овец на ближайшее пастбище, но жизнь решила пранкануть старика. Укутала землю в густой и непроглядный туман, из-за которого старик вместе с баранами заблудился в степи. Где-то недалеко заспавнились охотники, которые разозлили волчью стаю, вследствие чего прилетело и деду. В итоге, мужик заплутал один в степи с баранами и волками, которые теперь постоянно докучают. Получился обычный, но приятно снятый, красивый и медитативный фильм в жанре «От А до Б доехать и только б не отъехать». Не идеальное творение, конечно. Но чем больше я сейчас думаю о фильме, тем больше он мне нравится. Ведь "Шал" не вылетает из головы сразу после просмотра. А кадры из него до сих пор стоят перед глазами.

Есть и приятный юмор. Не ржач до слез, а просто легенькие шуточки для разрядки напряженной атмосферы. Фоном звучит завывающая мелодия. А вокруг стелиться бескрайняя заснеженная степь. Не совсем семейный, но про семью фильм(в какой-то степени). Дед с внуком. Волчица со стаей. Пару раз нас ждет немного экшена. Фильмы про волков редко бывают бескровными. Но почему мы должны это смотреть? Если захочется познакомиться с медитативным полотном про неудачливого деда, да и при этом посмотреть годный казахстанский фильм, то должны. Понимаю, условий многовато. Но такому зрителю я бы точно советовал заценить ленту в один из меланхоличных одиноких зимних вечеров. Но шел бы он сейчас в кинотеатрах...положительный эффект от просмотра точно бы усилился.