Баба-яга и избушка на курьих ножках - откуда они взялись?
«Откуда дровишки? Из леса, вестимо»👇
Давным-давно мальчики, при наступлении половой зрелости, проходили обряд посвящения.
Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился его полноправным членом и получал право вступления в брак.
Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком («временная смерть»). Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение/пожирание мальчика чудовищным животным.
Он как бы проглатывался этим животным и, побывав некоторое время в желудке чудовища, возвращался.
Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем 🚪 представляла собой пасть.
Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне. И сопровождался телесными истязаниями и повреждениями.
Мальчика могли символически сжечь, сварить, изжарить, изрубить на куски и вновь воскресить (улавливаете эти мотивы в сказках?). Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда.
Посвящаемый якобы шел на смерть и был вполне убежден, что он умер и воскрес.
Итак, идя «куда глаза глядят» 👀, герой попадает в темный, дремучий лес 🌲🌲🌲
Именно в лесу начинаются приключения.
А лес - постоянный аксессуар... Бабы-яги.
Он дремучий, темный, таинственный и немного условный.
К слову, связь обряда инициации и леса настолько прочна и постоянна, что верна и в обратном порядке:
всякое попадание героя в лес вызывает вопрос о связи сюжета с обрядом посвящения.
Лес в сказке вообще играет роль задерживающей преграды. Такой фильтр, сеть 🥅, улавливающая пришельцев.
Помните гребешок, который кидают, спасаясь от погони? Гребешок превращается в лес и задерживает преследователя.
Здесь лес задерживает не преследователя, а пришельца, чужака. Сквозь него не пройти.
Что же делать?..