Найти тему
Книги. Издательство АСТ

«Экранная культура» против «культуры текста»: стоит ли спасать традиции чтения?

Бумажной книге становится всё труднее конкурировать за внимание человека с массой аудиовизуальных развлечений. Но, возможно ли, что на фоне снижения интереса к «длинному чтению» нас со временем ждёт разделение на касту людей, способных продуцировать интересный контент, и людей, таковой контент способных лишь потреблять?

Ещё 20-30 лет назад альтернативы бумажной книге у советского человека не существовало. Кино, телевидение с двумя каналами, пластинки и магнитоальбомы. Чуть позже к списку добавились видеосалоны и видеокассеты. Вот, собственно, и весь нехитрый набор развлечений, с которым тогда приходилось состязаться книге. Естественным образом СССР был самой читающей страной в мире. Книга, будучи дешевой, качественной и массовой, поставляла гораздо большее разнообразие сюжетов, чем могли предложить ещё не слишком развитые технически визуальные рассказчики — игры и фильмы.

-2

В общем, можно утверждать, что советская массовая культура была по преимуществу текстовой. Собственно даже конкретно книжной. Журналы, разумеется, играли важную роль, однако погрузиться в состояние «потока», воображая другой мир и населяющих его персонажей на сколь-нибудь длительное время — такую услугу могла предоставить только книга. Это формировало потребность, спрос на такое развлечение, и как итог труд писателя даже со сменой эпох по инерции считался (и считается) чрезвычайно почетным.

-3

Итак, чем же отличается мышление человека, с малолетства приученного к книге, от мышления его «экранного» сородича (в англоязычной терминологии «цифрового эмигранта», от digital natives — буквально «родившихся с гаджетом в руке»)? На этот счёт, как оказалось, существуют некоторые исследования.

-4

Согласно эксперименту, проведенному Nielsen Norman Group в 2014 году, рассказ Хэмингуэя, прочитанный с бумажной книги, испытуемыми-школьниками запоминется на 6-10% лучше, чем после чтения с гаджета. Авторы исследования выдвигают гипотезу, что это каким-то образом завязано на тактильных ощущениях, которые чтение с планшета или читалки дать по определению не может.

И, кстати, дело может быть не только тактильности.

Многие читатели заявляют, что любят запах бумажных книг. И, как оказалось, это не лишено смысла: со временем лигнин, который входит в состав бумаги, начинает химически изменяться, источая аромат, похожий на ваниль.
-5

Ещё есть исследование, которое проводилось в 2015 году канадским отделением Microsoft. Оно показало, что у подростков, которые в возрасте 3-6 лет злоупотребляли гаджетами (просмотр мультфильмов, игры), позднее возникают трудности в обучении. Связано это, видимо, с трудностями концентрации внимания на менее визуально организованном учебном контенте.

Кстати, опросы, проведенные в Кремниевой долине, показали, что большинство занятых в сфере IT профессионалов предпочитает, чтобы их дети посещали старомодные школы, где аудиовизуальные средства и IT-технологии обучения используются по минимуму.

-6

Есть и еще одна проблема. Как оказалось, при использовании компьютерных средств обучения, ребенок намного более автономен. Поэтому он имеет гораздо меньше стимулов общаться в процессе со взрослыми и другими детьми. Это может вести к своеобразной «аутизации» ребенка и к сложностям с коммуникацией в будущем.

Также в последнее время озвучиваются опасения, что в результате широкого внедрения экранных методов обучения и распространения т.н. «клипового мышления» можно ожидать постепенной утраты обществом культуры чтения длинных текстов.

-7

Но есть и не так однозначно трактуемые последствия «экранизации» нашей культуры. В частности оказалось, что современным детям чаще снятся именно цветные, а не черно-белые сны. А ещё существенно меньше стало детей-аудиалов (ориентированных на информацию, усваиваемую на слух).

Благодаря современным технологиям молодые люди постепенно начинают переориентироваться на преимущественно визуальную информацию. Известно, что опытных геймеров скорость обработки визуальной информации не уступает таковой у специально тренированных космонавтов или военных летчиков.

Скриншот из игры Stаrcraft
Скриншот из игры Stаrcraft

Кроме того выяснилось, что у людей пожилого возраста RTS-игры вроде Starcraft и серфинг Интернета стимулировали образование новых связей, улучшили способность переключаться между несколькими задачами, а также существенно замедлили старение мозга. В общем, не все так уж просто с этими новыми технологиями.

Поделитесь в комментариях, что, по-вашему, можно сделать чтобы вернуть детям любовь к чтению?

Поставьте, пожалуйста, лайк и не поленитесь подписаться на наш канал, чтобы в будущем получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту.