Найти тему

5 августа. Международный день светофора

Оглавление
Самый главный на дороге -
Говорили мне друзья -
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя.
Я немного испугался,
Слыша этот разговор.
Но увидев, догадался -
Это ж просто - светофор.
И. Даль

Дата празднования Международного дня светофора выбрали в честь события, произошедшего в 1914 году.

В этот день 5 августа мир увидел первый прототип современного регулирующего устройства. Произошло это в Кливленде (США). На перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида появились четыре электрические автоматические регулирующие устройства конструкции Джеймса Хога. Он же создал первую в мире компанию, специализировавшуюся на производстве светофоров. Отличительной особенностью данных светофоров являлось наличие фонарей двух цветов: зеленого и красного, а также издание звукового сигнала в момент переключения света. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке.

Система светофоров Джеймса Хога (рисунок из патента)
Система светофоров Джеймса Хога (рисунок из патента)

Впрочем, светофор Джеймса Хога не был первым в своем роде. До американского инженера подобную аппаратуру создал Лестер Вайр, тоже гражданин США. Его вариант искусственного постового также работал от электрической сети, имел два световых сигнала - соответственно зеленого и красного цветов, но, правда, без звука. Это устройство вполне могло украсить американские улицы вместо появившегося два года спустя "музыкального" светофора, однако сей проект не получил, к сожалению, патента.

Но первый светофор был изобретен в XIX веке, а именно в 1868 году инженером Джоном Пик Найтом. Он совсем не походил ни на первые электрические регулировочные аппараты, ни тем более на современные. Внешний вид светофора XIX-го века очень напоминал семафор, выполняющего аналогичную функцию на железнодорожных путях. Ему было свойственно ручное управление, а представлял светофор собой набор из двух семафорных стрелок: горизонтальная говорила о необходимости остановиться, расположенная под углом в 45º - о возможности перемещения. Ночной вариант отличался тем, что стрелки сменялись газовыми фонарями красного (остановка) и зеленого (перемещение) цветов. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.

Так начиналась светофорная эра. Уличный семафор Джона Найта у Вестминстера. Illustrated Times, 16 января 1869 года.
Так начиналась светофорная эра. Уличный семафор Джона Найта у Вестминстера. Illustrated Times, 16 января 1869 года.

Первый регулировщик управлялся человеком (полицейским), поочередно поднимающего семафорные стрелки: горизонтально поднятые означали сигнал "стоп", а опущенные под углом в 45° – осторожное движение. И стоило полицейскому отлучиться на минуту, на дороге начинался хаос.
Первый регулировщик управлялся человеком (полицейским), поочередно поднимающего семафорные стрелки: горизонтально поднятые означали сигнал "стоп", а опущенные под углом в 45° – осторожное движение. И стоило полицейскому отлучиться на минуту, на дороге начинался хаос.

-4
-5
-6

Но вернемся к электрическим светофорам.

Один из первых светофоров в Калифорнии. 1925.
Один из первых светофоров в Калифорнии. 1925.

В 1920 году появились трехцветные устройства, регулирующие движение на дорогах - опять же в Америке, на этот раз в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения выступили два ученых - Уильям Потте и Джон Ф.Харрис.

-8
-9

Со временем устройства стали популярны в разных городах Америки и Европы.

Если говорить о нашей стране, то самым первым городом, который обзавелся подобным устройством, стал Ленинград.

Светофор установили в январе 1930 года на пересечении проспектов Невского и Литейного - тогда 25 Октября и Володарского. В декабре этого же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.

15 января 1930 года в тогдашнем Ленинграде, на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (на данный момент - Невский и Литейный проспекты) появился первый в Советском Союзе технический регулировщик. Установка технического регулировщика была признана удачным решением, а потому к 1939 году на улицах и проспектах Ленинграда уже работало 100 светофоров.
15 января 1930 года в тогдашнем Ленинграде, на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (на данный момент - Невский и Литейный проспекты) появился первый в Советском Союзе технический регулировщик. Установка технического регулировщика была признана удачным решением, а потому к 1939 году на улицах и проспектах Ленинграда уже работало 100 светофоров.

Светофор на улице Кузнецкий Мост. 1931-1933. Москва.
Светофор на улице Кузнецкий Мост. 1931-1933. Москва.

Светофор установленный в Москве. Угол Кузнецкого и Неглинки, 1931.
Светофор установленный в Москве. Угол Кузнецкого и Неглинки, 1931.

Светофор (от рус. свет и греч. φορός - "несущий") - это устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также людей на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения. Применяется светофор также и на железных дорогах, в судоходстве и мореходстве.

В России сегодняшний праздник активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь - детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.

Интересные факты -

Не во всех странах "глаза" у светофора стандартных цветов: красного, желтого и зеленого. Например, в Японии сначала использовали регулирующие движение устройства, разрешающие двигаться при помощи синего, а не зеленого сигнала. Однако в результате исследований было выяснено, что лучше человеческим зрением все-таки воспринимается зеленый оттенок, поэтому сегодня на улицах Страны восходящего солнца роль электронного постового выполняют классические светофоры.

Каждый школьник в курсе: на красный цвет светофора идти/ехать нельзя. А вот на водителей автотранспорта в столице Бразилии Рио-де-Жанейро данное правило с 22.00 и до 5.00 не распространяется: они преспокойно могут игнорировать предупреждающий сигнал. Эта мера введена властями по причине повышенной криминогенной обстановки.

Столица Германии тоже выделилась в "светофорной" среде. Берлин примечателен тем, что там имеется регулирующее устройство, показывающее 13 сигналов вместо обычных трех-двух! Ориентироваться на показания подобного светофора и водителям, и пешеходам очень трудно, поэтому рядом дежурит полицейский и даёт консультации.

В Северной Корее светофоры появились несколько лет назад - до этого роль электронного устройства выполняли девушки-регулировщицы. Подобного нет и не было ни в одной стане мира. Поэтому корейские постовые женского пола считались одной из достопримечательностей КНДР.

Как утверждают ученые, каждый житель современного мегаполиса около шести месяцев своей жизни проводит в ожидании разрешающего зеленого сигнала светофора.

-13

В Лондоне есть памятник светофору, он выглядит как целое светофорное дерево.

-14

Свой памятник светофору есть и в России, он находится в Новосибирске. Скульптурная композиция составлена из светофора и приветствующего его автоинспектора.

5 августа - Календарь Истории.