Самый главный на дороге -
Говорили мне друзья -
Разноглазый, одноногий,
С ним шутить никак нельзя.
Я немного испугался,
Слыша этот разговор.
Но увидев, догадался -
Это ж просто - светофор.
И. Даль
Дата празднования Международного дня светофора выбрали в честь события, произошедшего в 1914 году.
В этот день 5 августа мир увидел первый прототип современного регулирующего устройства. Произошло это в Кливленде (США). На перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида появились четыре электрические автоматические регулирующие устройства конструкции Джеймса Хога. Он же создал первую в мире компанию, специализировавшуюся на производстве светофоров. Отличительной особенностью данных светофоров являлось наличие фонарей двух цветов: зеленого и красного, а также издание звукового сигнала в момент переключения света. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке.
Впрочем, светофор Джеймса Хога не был первым в своем роде. До американского инженера подобную аппаратуру создал Лестер Вайр, тоже гражданин США. Его вариант искусственного постового также работал от электрической сети, имел два световых сигнала - соответственно зеленого и красного цветов, но, правда, без звука. Это устройство вполне могло украсить американские улицы вместо появившегося два года спустя "музыкального" светофора, однако сей проект не получил, к сожалению, патента.
Но первый светофор был изобретен в XIX веке, а именно в 1868 году инженером Джоном Пик Найтом. Он совсем не походил ни на первые электрические регулировочные аппараты, ни тем более на современные. Внешний вид светофора XIX-го века очень напоминал семафор, выполняющего аналогичную функцию на железнодорожных путях. Ему было свойственно ручное управление, а представлял светофор собой набор из двух семафорных стрелок: горизонтальная говорила о необходимости остановиться, расположенная под углом в 45º - о возможности перемещения. Ночной вариант отличался тем, что стрелки сменялись газовыми фонарями красного (остановка) и зеленого (перемещение) цветов. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.
Но вернемся к электрическим светофорам.
В 1920 году появились трехцветные устройства, регулирующие движение на дорогах - опять же в Америке, на этот раз в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения выступили два ученых - Уильям Потте и Джон Ф.Харрис.
Со временем устройства стали популярны в разных городах Америки и Европы.
Если говорить о нашей стране, то самым первым городом, который обзавелся подобным устройством, стал Ленинград.
Светофор установили в январе 1930 года на пересечении проспектов Невского и Литейного - тогда 25 Октября и Володарского. В декабре этого же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.
Светофор (от рус. свет и греч. φορός - "несущий") - это устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также людей на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения. Применяется светофор также и на железных дорогах, в судоходстве и мореходстве.
В России сегодняшний праздник активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь - детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.
Интересные факты -
Не во всех странах "глаза" у светофора стандартных цветов: красного, желтого и зеленого. Например, в Японии сначала использовали регулирующие движение устройства, разрешающие двигаться при помощи синего, а не зеленого сигнала. Однако в результате исследований было выяснено, что лучше человеческим зрением все-таки воспринимается зеленый оттенок, поэтому сегодня на улицах Страны восходящего солнца роль электронного постового выполняют классические светофоры.
Каждый школьник в курсе: на красный цвет светофора идти/ехать нельзя. А вот на водителей автотранспорта в столице Бразилии Рио-де-Жанейро данное правило с 22.00 и до 5.00 не распространяется: они преспокойно могут игнорировать предупреждающий сигнал. Эта мера введена властями по причине повышенной криминогенной обстановки.
Столица Германии тоже выделилась в "светофорной" среде. Берлин примечателен тем, что там имеется регулирующее устройство, показывающее 13 сигналов вместо обычных трех-двух! Ориентироваться на показания подобного светофора и водителям, и пешеходам очень трудно, поэтому рядом дежурит полицейский и даёт консультации.
В Северной Корее светофоры появились несколько лет назад - до этого роль электронного устройства выполняли девушки-регулировщицы. Подобного нет и не было ни в одной стане мира. Поэтому корейские постовые женского пола считались одной из достопримечательностей КНДР.
Как утверждают ученые, каждый житель современного мегаполиса около шести месяцев своей жизни проводит в ожидании разрешающего зеленого сигнала светофора.
В Лондоне есть памятник светофору, он выглядит как целое светофорное дерево.
Свой памятник светофору есть и в России, он находится в Новосибирске. Скульптурная композиция составлена из светофора и приветствующего его автоинспектора.