В Большом театре молодому Николаю Цискаридзе начинают предлагать первые заметные роли, но это только начало его пути к заветной мечте.
– Мой день рождения приходится на 31 декабря, а в Большом театре всегда идет балет «Щелкунчик». И самым большим подарком на протяжении моего детства, пока я учился в московском училище, было – чтобы мама мне подарила билет на этот «Щелкунчик». Вот именно 31-го.
И мне так нравился этот балет, я так мечтал быть Щелкунчиком. Мне очень нравилось все – как это поставлено, какие декорации. Эта гигантская сцена Большого театра. И мне казалось, что это верх мечтаний.
И ты знаешь, когда я пришел в театр и у меня были первые роли – они были сольные, достаточно большие – но это были не премьерские роли, это были сольные роли. Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Конферансье и так далее – всякие четверки, тройки, пятерки. И вдруг на третий год работы в театре мне дали «Щелкунчика».
– Сколько лет было тебе?
– Мне был 21 год. Для тех лет в Большом театре это был нонсенс, так рано никого не выпускали.
– У меня очень много друзей, и все они приходили на твой спектакль, смотреть «Щелкунчика». И всегда спрашивали – точно Николай Цискаридзе будет выступать? Точно?
– Да, 31 числа всегда я был.
– Я могу сказать, что «Щелкунчик» без тебя – это просто не «Щелкунчик». Поэтому спасибо тебе за эту роль. А ты когда-нибудь анализировал? Ты говоришь, что в детстве ты смотрел «Щелкунчика», мечтал выступать, быть на этой сцене, тебе нравились декорации. Потом в 21 год тебе дают шанс выступить, быть солистом этого балета. Как по-твоему, это исполнение мечты? Или стечение обстоятельств?
– Мне жизнь много раз показывала, что все закономерно. На моем пути было много сложностей, было много препятствий, которые необходимо было преодолеть. Но мне всегда везло.
Допустим, мне нужен вот сейчас, в данный момент этот педагог. И так складываются обстоятельства, что я попадаю в тот поток, который приходит к этому педагогу. Мне нужно встретиться с этим балетмейстером – именно в это время появляется такой шанс, что я встречаюсь с этим балетмейстером.
И таких вещей было в жизни очень много.
– Ты не можешь объяснить это?
– Не могу я это объяснить, но я верю в то, что это не просто так. Ты знаешь, я несколько раз в своей жизни пытался уйти из Большого театра.
– Успешный солист, все у тебя хорошо в театре – зачем тебе нужно было уходить? Был такой характер, переходный возраст?
– Ты знаешь, были такие иногда обстоятельства, что ты хочешь открыть форточку и туда шагнуть. Но чем старше ты становишься, тем лучше понимаешь: если ты умнее, если ты сильный человек, если ты победитель по натуре – ты должен наоборот зажаться.
Из разговора с Алиной Кабаевой (продолжение следует)