Новая экранизация "Дюны" Фрэнка Херберта – одно из самых главных кинособытий не только осени, но и всего 2021 года. Вообще-то картина должна была выйти в конце 2020-го, но вы сами всё понимаете – релизу пришлось подвинуться, индустрии пришлось резко ужаться, зрителям пришлось перестроиться, а студиям пришлось искать новые способы коммуникации с публикой. На этом фоне каждый новый выходящий на экраны блокбастер является "вещью в себе", никто не может предсказать, взлетит проект или провалится, станет событием, обсуждаемым в сети или тихо исчезнет за пару дней после премьеры. Риск крушения "Дюны" невероятно велик, но студия Warner Bros., кажется, идет ва-банк и делает на режиссера Дени Вильнева внушительную ставку. Оправданы ли ожидания WB, и можно ли верить автору провалившегося "Бегущего по лезвию 2049"? Разбираемся прямо сейчас.
Эпическая постановка Вильнева задумана в формате двух больших картин – первую мы увидим в октябре, а вот судьба второй пока находится в подвешенном состоянии. Мы вернемся к этому позже, а пока я просто напомню, что действие романа 1965 года, на котором основан сценарий картины, разворачивается в далеком будущем, где глава дома Атрейдесов получает под свое управление планету Арракис, ранее находившуюся во владении дома Харконненов. Харконнены не намерены отдавать свое, и идут на противника войной, а младший Атрейдес становится предводителем сопротивления местного населения. Для поклонников фантастики это культовая книга, но то, что ее в принципе возможно адаптировать для кино или телевидения – большой вопрос. И то, что этим занимается Дени Вильнев, чей предыдущий проект "Бегущий по лезвию 2049", мягко говоря, не взлетел, знаку вопроса добавляет жирноты.
Сама мысль о продолжении легендарного фантастического фильма Ридли Скотта накануне выхода "Бегущего 2049" многим казалась кощунством. Студии удалось привлечь к проекту Райана Гослинга, Джареда Лето и Ану Де Армас, вернуть в кадр Харрисона Форда и Эдварда Джеймса Олмоса из оригинальной ленты, представить новый уникальный мир и сочинить недурственную историю, но на зрителей всё это не произвело должного впечатления. Критики картину похвалили, а вот коммерчески успешной ее не назовешь – при бюджете в 150 миллионов в прокате "Бегущий" заработал 260, это даже не неудача, это катастрофа. Студия возлагала на тот фильм большие надежды, но потерпела серьезные убытки – для любого другого режиссера это могло стать "черной меткой", но Вильнев получил в своё распоряжение еще более крупный проект да еще и с правом самолично написать сценарий. Что за магия?
Волшебство этой странной коллаборации заключается в том, что указанные роман и режиссер идеально подходят друг другу. При всей своей популярности "Дюна" является миром очень непростым и позволяющим трактовать его самым разным образом. Только вот трактовки эти обычно оказываются несостоятельными – даже Дэвиду Линчу не удалось заставить эту глыбу порхать, а у него и не такие взлетали. Но, как ни странно, Арракис и Вильнев сочетаются, лучше, чем это получилось бы у любого другого режиссера. Мир "Дюны" очень глубок и философичен, роман серьезнее многого того, что снято в данном жанре, а экшена в нем подразумевается много меньше, чем в "Звездных войнах" и "Стартреке". Всё это –- роскошная среда для постановщика "Врага", "Прибытия" и "Убийцы". К сожалению, это сочетание может подарить нам прекрасную картину, которую не оценят зрители.
Но WB, кажется, не унывает – в первый фильм вложены гигантские по нынешним временам средства, вторая лента наверняка уже наполовину снята, в голове боссы Уорнеров держат сериал-ответвление. Студия верит в то, что Дени Вильнев всё сделает правильно и качественно. Это действительно прилежный режиссер, но поистине крутое кино у него получается лишь тогда, когда его самого трогает история и персонажи – нам стоит уповать на то, что Дени влюбился в роман Херберта. Судя по всему, его работодатели уверены в том, что кроме таланта постановщик обладает достаточным вдохновением. Вот почему Вильневу продолжают доверять – он сегодня, пожалуй, единственный нестандартный автор, который готов снять масштабное полотно с нуля. Даже Нолан уже завяз в самоповторах, Вильнев еще полон сюрпризов.
Интересно, что Вильнев оказался достаточно гибок, чтобы подстроиться под требования публики – холодный прием "Бегущего" показал, что стиль и атмосфера играют серьезную роль в восприятии картины, но обходиться без юмора и светлых тонов нельзя. И вот во втором трейлере мы уже видим подшучивающего над дохляком Шаламе героя Джейсона Момоа и "улыбающегося" Гурни Джоша Бролина – столь сложному фильму требуются моменты передышки и смены настроения. "Блэйдраннера" ругали за медленный темп и отсутствие экшена – в "Дюне" масштабных схваток будет в достатке, а герои не будут стоять на месте, на раскачку, как говорится, времени нет.
Отдельно нужно отметить и демонстрацию в трейлере знаменитых песчаных червей Дюны – культовых монстров, обитающих на Арракисе. Не знаю, кому пришла мысль показать Шаи-Хулуда в ролике – режиссеру или продюсерам – но это был блестящий ход. Не узнай мы раньше, как выглядит главная тайна планеты, в кинозале многих ждало бы разочарование. Но сейчас авторы лишь подогрели интерес у неподготовленной аудитории – космические войны, гигантские черви, сражения в пустыне и драки с голограммами выглядят весьма интригующе.
Ошибкой было бы и попытаться в одном фильме пересказать весь роман – здесь разбивку на две части можно только приветствовать. Фильмы хронометражом свыше 2 часов 30 минут вообще надо запретить законодательно, и Вильнев здесь пошел на уступку, урезав новую ленту на несколько минут по сравнению с "Бегущим" – это еще один шаг навстречу публике, на которую способны далеко не все.
Вот и получается, что студия и режиссер нашли друг друга, устроили друг друга, а главное – нуждаются друг в друге, чтобы пережить это непростое для кинематографа время. И я могу пожелать им только удачи, при всех моих претензиях к политике и репертуару Уорнеров, при всех вопросах к стилистике Вильнева, от "Дюны" хочется полета. И пусть будут посрамлены те, кто считает что роман Фрэнка Херберта по-прежнему невозможно перенести на экраны – возможно! Просто это будет творческое переосмысление, а это не всегда плохо. В случае с Вильневом даже хорошо.
Извините, что влез в пространные размышления и отвлек вас на три минуты глупостями о еще не вышедшей картине – это не в моих правилах. Просто этот проект меня захватил с самого начала, и я очень жду премьеры, верю, что будет круто и небанально. И Киновед в штатском непременно напишет о "Дюне" после выхода на экраны, а на канале пока можно почитать о чем-то другом – всегда остро, интересно и необычно пишет только КвШ. Заглядывайте, ставьте закладки, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, не бойтесь – вы не должны бояться, и...
Увидимся в кино!