Найти тему
Киновед в штатском

"Дюна": Почему WB продолжает делать ставку на Вильнева даже после провала "Бегущего по лезвию 2049"

Новая экранизация "Дюны" Фрэнка Херберта – одно из самых главных кинособытий не только осени, но и всего 2021 года. Вообще-то картина должна была выйти в конце 2020-го, но вы сами всё понимаете – релизу пришлось подвинуться, индустрии пришлось резко ужаться, зрителям пришлось перестроиться, а студиям пришлось искать новые способы коммуникации с публикой. На этом фоне каждый новый выходящий на экраны блокбастер является "вещью в себе", никто не может предсказать, взлетит проект или провалится, станет событием, обсуждаемым в сети или тихо исчезнет за пару дней после премьеры. Риск крушения "Дюны" невероятно велик, но студия Warner Bros., кажется, идет ва-банк и делает на режиссера Дени Вильнева внушительную ставку. Оправданы ли ожидания WB, и можно ли верить автору провалившегося "Бегущего по лезвию 2049"? Разбираемся прямо сейчас.

-2

Эпическая постановка Вильнева задумана в формате двух больших картин – первую мы увидим в октябре, а вот судьба второй пока находится в подвешенном состоянии. Мы вернемся к этому позже, а пока я просто напомню, что действие романа 1965 года, на котором основан сценарий картины, разворачивается в далеком будущем, где глава дома Атрейдесов получает под свое управление планету Арракис, ранее находившуюся во владении дома Харконненов. Харконнены не намерены отдавать свое, и идут на противника войной, а младший Атрейдес становится предводителем сопротивления местного населения. Для поклонников фантастики это культовая книга, но то, что ее в принципе возможно адаптировать для кино или телевидения – большой вопрос. И то, что этим занимается Дени Вильнев, чей предыдущий проект "Бегущий по лезвию 2049", мягко говоря, не взлетел, знаку вопроса добавляет жирноты.

Вильнев на съемках "Бегущего по лезвию 2049"
Вильнев на съемках "Бегущего по лезвию 2049"

Сама мысль о продолжении легендарного фантастического фильма Ридли Скотта накануне выхода "Бегущего 2049" многим казалась кощунством. Студии удалось привлечь к проекту Райана Гослинга, Джареда Лето и Ану Де Армас, вернуть в кадр Харрисона Форда и Эдварда Джеймса Олмоса из оригинальной ленты, представить новый уникальный мир и сочинить недурственную историю, но на зрителей всё это не произвело должного впечатления. Критики картину похвалили, а вот коммерчески успешной ее не назовешь – при бюджете в 150 миллионов в прокате "Бегущий" заработал 260, это даже не неудача, это катастрофа. Студия возлагала на тот фильм большие надежды, но потерпела серьезные убытки – для любого другого режиссера это могло стать "черной меткой", но Вильнев получил в своё распоряжение еще более крупный проект да еще и с правом самолично написать сценарий. Что за магия?

Вильнев на съемках "Дюны"
Вильнев на съемках "Дюны"

Волшебство этой странной коллаборации заключается в том, что указанные роман и режиссер идеально подходят друг другу. При всей своей популярности "Дюна" является миром очень непростым и позволяющим трактовать его самым разным образом. Только вот трактовки эти обычно оказываются несостоятельными – даже Дэвиду Линчу не удалось заставить эту глыбу порхать, а у него и не такие взлетали. Но, как ни странно, Арракис и Вильнев сочетаются, лучше, чем это получилось бы у любого другого режиссера. Мир "Дюны" очень глубок и философичен, роман серьезнее многого того, что снято в данном жанре, а экшена в нем подразумевается много меньше, чем в "Звездных войнах" и "Стартреке". Всё это –- роскошная среда для постановщика "Врага", "Прибытия" и "Убийцы". К сожалению, это сочетание может подарить нам прекрасную картину, которую не оценят зрители.

-5

Но WB, кажется, не унывает – в первый фильм вложены гигантские по нынешним временам средства, вторая лента наверняка уже наполовину снята, в голове боссы Уорнеров держат сериал-ответвление. Студия верит в то, что Дени Вильнев всё сделает правильно и качественно. Это действительно прилежный режиссер, но поистине крутое кино у него получается лишь тогда, когда его самого трогает история и персонажи – нам стоит уповать на то, что Дени влюбился в роман Херберта. Судя по всему, его работодатели уверены в том, что кроме таланта постановщик обладает достаточным вдохновением. Вот почему Вильневу продолжают доверять – он сегодня, пожалуй, единственный нестандартный автор, который готов снять масштабное полотно с нуля. Даже Нолан уже завяз в самоповторах, Вильнев еще полон сюрпризов.

-6

Интересно, что Вильнев оказался достаточно гибок, чтобы подстроиться под требования публики – холодный прием "Бегущего" показал, что стиль и атмосфера играют серьезную роль в восприятии картины, но обходиться без юмора и светлых тонов нельзя. И вот во втором трейлере мы уже видим подшучивающего над дохляком Шаламе героя Джейсона Момоа и "улыбающегося" Гурни Джоша Бролина – столь сложному фильму требуются моменты передышки и смены настроения. "Блэйдраннера" ругали за медленный темп и отсутствие экшена – в "Дюне" масштабных схваток будет в достатке, а герои не будут стоять на месте, на раскачку, как говорится, времени нет.

-7

Отдельно нужно отметить и демонстрацию в трейлере знаменитых песчаных червей Дюны – культовых монстров, обитающих на Арракисе. Не знаю, кому пришла мысль показать Шаи-Хулуда в ролике – режиссеру или продюсерам – но это был блестящий ход. Не узнай мы раньше, как выглядит главная тайна планеты, в кинозале многих ждало бы разочарование. Но сейчас авторы лишь подогрели интерес у неподготовленной аудитории – космические войны, гигантские черви, сражения в пустыне и драки с голограммами выглядят весьма интригующе.

-8

Ошибкой было бы и попытаться в одном фильме пересказать весь роман – здесь разбивку на две части можно только приветствовать. Фильмы хронометражом свыше 2 часов 30 минут вообще надо запретить законодательно, и Вильнев здесь пошел на уступку, урезав новую ленту на несколько минут по сравнению с "Бегущим" – это еще один шаг навстречу публике, на которую способны далеко не все.

-9

Вот и получается, что студия и режиссер нашли друг друга, устроили друг друга, а главное – нуждаются друг в друге, чтобы пережить это непростое для кинематографа время. И я могу пожелать им только удачи, при всех моих претензиях к политике и репертуару Уорнеров, при всех вопросах к стилистике Вильнева, от "Дюны" хочется полета. И пусть будут посрамлены те, кто считает что роман Фрэнка Херберта по-прежнему невозможно перенести на экраны – возможно! Просто это будет творческое переосмысление, а это не всегда плохо. В случае с Вильневом даже хорошо.

-10

Извините, что влез в пространные размышления и отвлек вас на три минуты глупостями о еще не вышедшей картине – это не в моих правилах. Просто этот проект меня захватил с самого начала, и я очень жду премьеры, верю, что будет круто и небанально. И Киновед в штатском непременно напишет о "Дюне" после выхода на экраны, а на канале пока можно почитать о чем-то другом – всегда остро, интересно и необычно пишет только КвШ. Заглядывайте, ставьте закладки, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, не бойтесь – вы не должны бояться, и...

-11

Увидимся в кино!