Второй год администрация Ростова говорит о продлении набережной. По словам Алексея Логвиненко, она станет новым культурно-развлекательным и рекреационным центром города. Никаких многоэтажек и превращения в жилой район. Эта территория будет местом, которое привлекает туристов.
В июле 2021 года шли общественные слушания по продлению набережной. Цитата из документов: «Также предусматривается в перспективе строительство вдоль проектируемой автодороги нескольких жилых комплексов».
Видимо, гостей Ростова и местных привлекут на новую территорию возможные новые многоэтажки и шестиполосная трасса. Она по документам шириной как проспект Ленина — 42 метра. Из них 22 метра — сама дорога для машин и общественного транспорта. Это в два раза больше, чем на нынешней набережной. Плюс пешеходный троуар только с одной стороны.
Дорога займет большую часть территории. Для прогулок у Дона останется в три раза меньше места — полоса примерно 15 метров шириной.
Место, которое действительно может стать центром новой набережной, хотят снести. Это заводоуправление «Красного Дона» и бывший ДК. Дом несет в себе отпечаток сразу двух эпох. Его нижняя часть — дореволюционная. Тогда здание и завод принадлежали Дмитрию Пастухову.
История дома
Его изделия легче всего найти на нашей нынешней набережной. Клеймо завода Пастухова есть на причальных тумбах, которые стоят вдоль Дона.
Сам Дмитрий Александрович — персона серьезная и известная. Родился в Ярославле, учился в Петербурге, в 24 года купил участок земли у поселка Сулин и построил огромный металлургический завод. К концу XIX века это крупнейшее промышленное предприятие Области Войска Донского.
В те же годы Дмитрий Пастухов купил старый чугунолитейный и механический завод на набережной Ростова. Расширил его производство и построил первую в городе судоверфь. Первое судно на ней построили в 1889 году, сделав паровую шхуну «Антрацитъ» по заказу пароходства Кошкина.
Завод Пастухова в Ростове производил причальные тумбы, лестницы, трубы для водопровода, котлы — все, что можно сделать из металла. Здесь же строили пароходы, баржи и корабли — впервые в старом Ростове. В советское время завод стал судоремонтым и проработал до нулевых.
Наследие Империи и Союза
До наших дней дожили один из корпусов на территории завода и здание заводоуправления и Дома культуры. И оба они достойны сохранения с точки зрения архитектуры и истории.
Заводоуправление — уникальное здание. У такого микса эпох аналогов в России и нет. Верхняя часть — наследие советского модернизма. Нижняя — конца XIX века. Сочетание двух эпох выглядит эффектно и аккуратно. И многое рассказывает о прошлом веке. Внутри даже советские интерьеры остались нетронутыми. Это огромная редкость.
Администрация Ростова в этом году заявляла, что городу нужны новые креативные пространства или кластеры. Заводоуправление «Красного Дона» подходит для этого очень хорошо. Здание промышленное, полузаброшенное, с историей и крутой территорией вокруг, за которую ландшафтные дизайнеры бы удавились. Размеры заводоуправления достаточны, чтобы разместить там все, что угодно — кафе, выставочные залы, рестораны, площадки для выступлений.
Рядом много зелени и бьет водопадами мощный родник. Скорее всего, это часть Богатого источника (!), с которого началась история нашего города. Пахнет он сейчас, правда, не очень — но еще год назад этого не было. Если здесь проведут дорогу, живую память о истории просто уведут под землю. Здесь же рядом, среди деревьев и кустов, прячется памятник работникам завода, погибшим в войну. Столько смыслов и деталей — и все на одном участке земли.
Плюс заводоуправление — это редчайшее промышленное здание набережной, которое дожило до наших дней. «Красный Аксай» и «Рабочий» уже снесены, на их месте огромные жилые комплексы и от истории там ничего не осталось. Все, что могло бы стать памятниками архитектуры, там уничтожено. Не хотелось бы повторения этого здесь.
В Европе эту территорию переосмыслили бы и оставшиеся дома стали бы визитными карточками места. В Ростове же перспектив почему-то не видят и просто хотят его уничтожить.
А что с набережной?
Есть вопросы и к самому продлению. Зачем Ростову шестиполосная трасса на набережной, прямая как стрела? Она упирается с двух сторон в два бутылочных горлышка — Береговую и 13-ю линию. Уже изначально создано все для пробок.
Места для прогулок практически не остается. Небольшой отрезок у воды, и все. Кажется, это многое говорит о приоритетах в городе — машинам все, а люди без авто пусть помучаются. Из 42 метров ширины дороги 22 отданы автомобилистам и 3 — пешеходам.
Есть полосы для общественного транспорта и велодорожка — это плюс. Но сам проект необходимо переработать.
Мы отправили заявку на включение зданий завода Пастухова в список объектов культурного наследия. Ждем ответа.