Об открытых финалах книг можно спорить долго. Пока одни читатели додумывают самостоятельно, что случилось с героями после того как автор поставил точку, другие желают знать это точно. Потому и рождаются многотомные саги, которые рассказывают о новых главах из жизни полюбившихся персонажей, ставших настоящими друзьями. Однако такая мода пришла относительно недавно. Еще сто лет назад, когда книга заканчивалась — она заканчивалась. Продолжение не следовало. Это значит, публика никогда доподлинно не узнает, что же произошло классическими героями потом по мнению автора.
Некоторые читатели, которые и сами обладают писательским талантом, не прочь пофантазировать на страницах новых книг и поделиться собственными заключениями с широкой общественностью. Да, они не знают, каким могло бы стать оригинальное продолжение истории, если бы вышло из-под "пера" своего истинного создателя. Но их мысли непременно найдут своих поклонников и, возможно, обретут популярность. Примерами могут служить многочисленные спин-оффы "Унесенных ветром", которые Маргарет Митчелл оборвала на самом интересном месте.
Неужели Скарлетт все-таки потеряла своего Ретта? Разве мог он после всего отказаться от любимой, когда она, наконец, осознала свою ошибку? Те, кто мучается этими вопросами, ищут ответы на страницах романа Александры Риплей "Скарлетт" и произведения Дональда Маккейга "Ретт Батлер". Какая из книг лучше? Чтобы понять, нужно разобрать плюсы и минусы обоих продолжений.
Риплей выпустила свою книгу раньше. По ней даже есть мини-сериал с Тимоти Далтоном в главной роли. Это красочная приключенческая история, которая в первую очередь обращает на себя внимание резкой сменой декораций. Атланта и поместье "Тара" изжили себя, решила писательница. Она отправила свою Скарлетт в погоню за Реттом в его родной Чарльстон. А потом и вовсе заставила героиню совершить путешествие в Старый Свет и посетить Ирландию, чтобы там построить контрастное всему, о чем говорилось ранее, будущее. В романе огромное количество событий. Некоторые из них так же невероятны, как и то, что описывал Дюма, а иногда и вовсе сюжет превращается в реалистичное фэнтези или классическую романтическую прозу, подразумевающую слащавость и нарочитую яркость цветов и эмоций. Это увлекает, интригует, завораживает и околдовывает. Все время хочется узнать, что же будет дальше? Обретут ли Ретт и Скарлетт друг друга теперь, когда между ними океан? Но вот беда — стилистику повествования Митчелл и характеры исконных персонажей Риплей изменила коренным образом. В "Унесенных ветром" не было ни избыточного действия, ни пестрой яркости, ни легкости бытия. Напротив, это жесткая военная драма в мрачных тонах. Там нет места слабости и сантиментам, а характеры героев закалены, как сталь после огненной обработки. Трудно представить, чтобы Ретт, каким мы его знали и любили, обернулся благовоспитанным и примерным джентльменом или Скарлетт стала благородной дамой, помогающей всем вокруг. Это просто неправдоподобно. А потому книга Александры Риплей читается на одном дыхании, но совершенно не ассоциируется с "Унесенными ветром".
"Ретта Батлера" Маккейга в сети любят ругать. Причина в том, эта книга не настолько эффектная, как "Скарлетт". В ней нет приключений а-ля Дюма. Зато драматизм и психологизм зашкаливают. Автор всю жизнь занимался изучением истории Америки. И это ощущается в каждой строчке. Быт, манеры, политические, экономические социальные реалии — все передано в мелочах, убедительно и достоверно. Писатель не только смотрит в будущее героев, он очень много внимания уделяет прошлому. Маккейг мысленно возвращается к войне и показывает те ее стороны что не затрагивала Митчелл. Он вводит новых персонажей, совершенно необходимых для того, чтобы старые полнее раскрылись. Он приподнимает завесу, скрывавшую ряд значимых тайн о людях и событиях уже минувших. Связанные с ними вопросы наверняка волновали и интересовали читателя. При этом, не теряя связи с оригиналом и не выбиваясь из стилистики, Маккейг находит чем удивить и даже шокировать. Это современные правила любого жанра. И все же заслуга автора в том, что он передал характеры. А потому его герои действительно стали продолжениями Скарлетт, Ретта, Эшли и других.
Получается, на страницах произведения Риплей горит огонь, взрываются фейерверки, эмоции бьют через край, выплескиваясь на читателя бурным водопадом. В этой книге столько всего, что пересказывать ее можно в нескольких томах, по каждому пункту выражая личные эмоции от негодования до безудержного веселья. Зато история Маккейга — это размеренность и глубина, душевная боль и память сердца, люди и судьбы под непривычными ракурсами, которые не противоречат тому, что нам уже сообщила Митчелл.
Какое продолжение "Унесенных ветром" выбрать? Решение за читателем. Ему придется спросить себя: чего я хочу — приключений знойного лета или доброй ностальгии золотой осени? Фантазии или того, что пугающе похоже на реальность?
Книголюбы могут, конечно, прочитать обе книги - хуже точно не будет) А вообще, как вы относитесь к разного рода продолжениям, которые в последнее время появляются как грибы после дождя? Разве не достаточно самого произведения, в котором автор сказал всё, что хотел? Ну зачем нужно знать события дальнейшей жизни, например, Форреста Гампа?) Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям счастья и здоровья!
8888
Читайте также:
"Великий Гэтсби": история создания романа