Найти в Дзене
Фидель курит

Фрейд, сигары и психоанализ в облаках дыма

Отец мировой психоаналитики Зигмунд Фрейд был страстным любителем сигар. На многих фотографиях он изображен с сигарой, и это не удивительно, поскольку доктор выкуривал около 20 сигар ежедневно, появляясь с ними на работе, на приеме пациентов, на заседаниях научных сообществ. Когда его племянник Гарри бросил курить, Фрейд произнес свою знаменитую фразу о том, что курение – самое доступное и величайшее в жизни удовольствие, лишаться которого – невероятная глупость. Люди, знавшие Фрейда лично, говорили о постоянных клубах дыма, которые просачивались из кабинета доктора. При встрече с пациентами психоаналитик садился позади них, и его голос плюс табачный дым формировали в комнате особую атмосферу, позволяющую проникнуть в глубины человеческого подсознания. Кому-то такой подход был по душе, но далеко не все окружающие были в восторге от постоянного курения Фрейда. К примеру, сын психоаналитика Мартин удивлялся, как люди, находившиеся в настолько задымленном кабинете, не умирали от удушья. Н

Отец мировой психоаналитики Зигмунд Фрейд был страстным любителем сигар. На многих фотографиях он изображен с сигарой, и это не удивительно, поскольку доктор выкуривал около 20 сигар ежедневно, появляясь с ними на работе, на приеме пациентов, на заседаниях научных сообществ. Когда его племянник Гарри бросил курить, Фрейд произнес свою знаменитую фразу о том, что курение – самое доступное и величайшее в жизни удовольствие, лишаться которого – невероятная глупость.

Заядлый курильщик - Фрейд выкуривал около 20 сигар в день
Заядлый курильщик - Фрейд выкуривал около 20 сигар в день

Люди, знавшие Фрейда лично, говорили о постоянных клубах дыма, которые просачивались из кабинета доктора. При встрече с пациентами психоаналитик садился позади них, и его голос плюс табачный дым формировали в комнате особую атмосферу, позволяющую проникнуть в глубины человеческого подсознания. Кому-то такой подход был по душе, но далеко не все окружающие были в восторге от постоянного курения Фрейда. К примеру, сын психоаналитика Мартин удивлялся, как люди, находившиеся в настолько задымленном кабинете, не умирали от удушья.

На еженедельных встречах с коллегами, происходивших за большим столом, каждый участник получал неизменный набор – пепельницу, сигару и чашку кофе. Доктор не начинал беседу, пока не собирались все приглашенные, и только после этого величаво входил в комнату с дымящейся сигарой в руке, как актер выходит на сцену Венской оперы. В продолжение беседы коллеги заносили в блокноты каждое слово мэтра, не забывая пыхтеть сигарами. Постепенно комната наполнялась таким густым дымом, что непривычному человеку находиться здесь было решительно невозможно. Со стороны это напоминало не встречу научных мужей, а заседание клуба местных афисионадо.

Сигара была постоянным спутником Фрейда на протяжении всей его жизни
Сигара была постоянным спутником Фрейда на протяжении всей его жизни

И хотя сам Фрейд однажды произнес свою знаменитую фразу, что «сигара – это только сигара, и ничего более», весь психоанализ был неразрывно связан с ритуалом курения. Доктор просто не мог жить без сигар – и кто знает, возможно, без курения не было бы никакого психоанализа. Это было своего рода солнцем, вокруг которого вращалась вся вселенная Фрейда. Кроме того, сигары помогали ученому четко придерживаться заведенного режима дня.

Закурил будущий создатель революционной теории в возрасте 24 лет, подражая своему отцу. Доктор верил, что сигары –катализатор всякой работы. Уже в пожилом возрасте Фрейд рассказывал, что сигары были его главным оружием в неравной борьбе с жизнью. Благодаря им он обретал самоконтроль и силы для работы. Будучи весьма организованным человеком, доктор в своем дневнике отмечал не только рабочие моменты, но и регулярные визиты в табачную лавку.

В те времена достать сигары в Австрии было не так-то просто. Но даже во время Первой мировой войны, когда в стране царил голод, сигары стояли в семье Фрейда на первом месте перед мукой и беконом в списке необходимых продуктов. Позже, когда война закончилась, и у доктора появились состоятельные пациенты, он смог позволить себе и близким более разнообразный рацион.

Однако правительство жестко регулировало оборот табака в стране. В записях психоаналитика не раз встречаются жалобы на скверное качество сигар марки Trabucco, которые продавали в Вене. Настоящим кубинским товаром Фрейд мог побаловать себя только во время поездок в Баварию. Любимыми марками доктора были Don Pedros, а также Reina Cubanas, которые он покупал, будучи на отдыхе в Германии. Иногда сигары ему дарили пациенты и коллеги, приехавшие из-за рубежа.

Одержимость Фрейда табаком была так велика, что он испытывал раздражение к друзьям и коллегам, которые не курили. Поэтому тем, кто его окружал, приходилось запасаться сигарами для бесед с прославленным доктором.

Знаменитая фраза Фрейда о сигаре стала по истине крылатой
Знаменитая фраза Фрейда о сигаре стала по истине крылатой

Фрейд не бросил свою привычку даже после того, как врачи диагностировали у него сердечную недостаточность, а впоследствии – злокачественную опухоль ротовой полости. Перед кончиной 83-летний доктор завещал брату самое дорогое, что у него было – личный запас сигар. «Ты еще можешь позволить себе это несравненное удовольствие, а я уже нет» - написал Фрейд в последнем письме.

Другие интересные публикации канала:

Внешность бывает обманчива, или о чем говорит цвет сигары
Смешиваются ли ароматы разных сигар при хранении в одном хьюмидоре
Самая обаятельная и привлекательная. Обнажая витолу

Подпишитесь на наш канал, чтобы читать новые статьи

-4
Сигары от Фиделя 🇨🇺