Наверное каждый православный христианин мечтает побывать на Святой Земле и прикоснуться к ее самым сокровенным Святыням, и припасть к величайшей из них - Гробу Господню в Иерусалимском храме Воскресения. А принять участие в ночной Литургии, когда Чаша с Телом и Кровию Христа ставится на трехдневное ложе Спасителя, освящается на нем и выносится для приобщения Святых Тайн, является венцом всего паломничества. Это одна из самых запоминающихся служб.
Торжественность и таинственность начинаются еще далеко до начала службы. Погружение в праздник начинается с пешего пути по спящему Иерусалиму к вратам Старого Града. И вот мы у стен, отделяющих Старый Иерусалим от нового, современного. Проход через ворота стен сравним как переход в иное измерение, как будто машина времени переносит нас на пару тысячелетий назад и мы оказываемся на узеньких улочках, по которым жены-мироносицы также шли по ночному городу ко гробу Своего Учителя.
Суббота, вечер. Все торговые лавки уже закрыты, и шумные дневные узкие улицы превращаются в пустынные тихие каменные коридоры. Иногда лишь встречаются несколько иудеев, спешащих домой перед шаббатом. И только слышны шаги христиан, спешащих на службу по мраморным плитам улиц Иерусалима…
Завораживающий путь по ночным улочкам Старого Иерусалима приводит нас к храму Гроба Господня. В это время врата храма открыты, но пускают на ночную службу не всегда, хотя она и проходит каждую ночь. Для паломников вход разрешен только по субботам.
Вход в храм Гроба Господня называется Святыми вратами и окружен колоннами, одна из которых, по преданию, рассечена огненной молнией в Великую субботу 1579 года, когда османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православного Патриарха на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием, из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны, где стоял архиепископ, явился Святой Огонь.
Сразу за входом верующих встречает Камень Помазания, источающий до боли знакомый острый запах иерусалимского мира, коем обильно его периодически смазывают. Как и все здесь, этот Камень является одной из величайших Святынь - 13-м стоянием (остановкой) «Крестного пути Иисуса Христа. Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский с Никодимом подготовили к погребению тело, совершив помазание миром. Отсюда тело Христа отнесли и положили в гроб.
Как и в любом храме, верующие перед службой пишут поминальные записки о здравии и об упокоении своих родных и близких. И хотя службу ведут греки, записки пишут на русском языке, потому что вместе с греческими священниками, по особому разрешению, помогают служить наши батюшки, которые вместе с нами приехали на Святую Землю. Для них это высшая честь и благодать - послужить на Литургии и Гроба Господня.
Частички мощей многих Святых находятся в храме Гроба Господня. Паломники с благоговением и молитвенными просьбами прикладываются к ним.
К началу службы верующая братия сосредотачивается у Кувуклии - часовни, возведенной над Гробом Господнем (в переводе с греческого означает ложе). Перед Литургией она открыта и можно с великим благоговением и страхом Божиим приложиться ко Гробу Господню.
Напротив входа в Кувуклию находится главный соборный храм, по-гречески – Кафоликон. В 23.00 начинается утреня. Строгое и торжественное греческое пение гулко разносится по храму. После чтения часов все духовенство переходит из Кафоликона к Кувуклии. По давней традиции все священники проводят службу в одинаковых бело-голубых облачениях братства святого Гроба. На них нанесена характерная и узнаваемая монограмма братства, состоящая из вензеля двух греческих букв «Ф» и «Т» (Филакус Тафу – т.е. «Братство Гроба») Облачения ничем не отличаются друг от друга и священников никак не отличить по сану и наградам, кроме как по кресту.
Проскомидия совершается на Святом Гробе. Молитвы читаются на греческом и русском языках по очереди. Торжественно звучат греческие распевы многогранные, сложные, необыкновенно красивые. Торжественное чтение Святого Евангелия.
Венцом всей службы является Причастие Святых Христовых Тайн у Святого Гроба. У греков не принято целовать Чашу и не дают теплоту после Причастия, а раздают большие куски пресного хлеба и просфорки.
Прикасаясь ко всем Святыням, созерцая всё происходящее и принимая во всем непосредственное участие, сердце замирает от ощущения, что Христос рядом, разум в очередной раз осознает - Бог есть!
P.S. Данная статья является частью описания паломничества по Святой Земле. Полное описание путешествия содержится здесь.
Спонсор канала компания Stop-leaks