Хрусталь многим надоел еще в период СССР. Однако и тогда делали вещи уникальные. И многие из них могут хранится у вас дома.
Так что я продолжаю рассказ о посещении Музея хрусталя в Дятьково (Брянская область). Первая часть - об истории хрустально-стекольной империи Мальцовых и начале работы Дятьковского завода - ЗДЕСЬ.
После революции Дятьковский хрустальный завод национализировали наряду со всеми предприятиями. Однако он не прекращал работу и продолжал изготовлять самую простую продукцию по старым, царским формам. С добавлением советской символики, например, пятиконечной звезды. #муз-yul
В 30-е годы СССР возобновил торговлю с восточными странами, и это событие не прошло мимо хрусталя - в Дятьково стали делать цветные вазы для фруктов, фужеры и кувшины на экспорт.
Пока не началась война. Завод эвакуировали, Брянская область оказалась под оккупацией. В 1943 году немцы, отступая с Брянщины, взорвали предприятие, так что его пришлось возрождать фактически с нуля.
Производство на заводе хрусталя возобновилось в 1945 году. Все изделия в тот период делали исключительно с помощью пресса - мастеров, тем более мужчин, на предприятии практически не осталось.
В 50-х завод начинает работать на полную мощность, восстанавливая забытые техники и технологии. Например, в Дятьково возобновляется производство ваз в стиле Галле из двухслойного стекла с травлением, сравнимых, по сложности и уникальности, с изделиями Фаберже. И эти вазы становятся доступны массовому покупателю.
Одновременно на заводе возобновляет работу лаборатория и ведутся эксперименты с различными способами окрашивания - делают розалиновое стекло, добавляют марганцовку и даже серебро.
В 60-е в Дятьково приезжают молодые художники - поклонники минимализма. Они отказываются от украшательства, минимизируют на изделиях алмазную грань, которой всегда славился завод, стараются делать гладкие изделия, используют деколь вместо ручной росписи, что упрощает и удешевляет производство посуды.
Один из таких ярких примеров - набор "Петухи" художника Светланы Рязановой.
Параллельно на заводе начинают применять недавнее изобретение Ленинградского завода художественного стекла - сульфидно-цинковое стекло, которое заграницей прозвали "русским чудом".
Уникальность сульфидного стекла в том, что оно может иметь любой цвет - жёлтый, чёрный, синий, красный и т.д. Причём цвет зависит исключительно от температуры варки, и даже горячая готовая ваза может менять свой оттенок. Это позволяет добавить к изделию любые оттенки - сложные контрастные переходы, полоски другого цвета - достаточно просто играть температурой.
В 2000-х завод фактически прекратил свое существование. Однако сейчас его вновь пытаются возродить и выпускать продукцию под брендом "Мальцов". В частности, на предприятии делают эксклюзивные изделия на заказ. При этом по специально изготовленной форме всегда отливаются два предмета - один для заказчика, второй - для музея завода.
Впрочем, выпускает работающих цех и массовый хрусталь, доступный каждому. Или коллекционный - как например кубок с мордой козла, ныне называющийся "Княжеский" - полную копию аналогичного кубка, производившегося в 19 веке.
По легенде, генерал Мальцов придумал кубок в качестве награды для своих именитых гостей, съезжавшихся на охоту в брянские леса. Изображённая на фужере голова тура, символизирующего рыцарскую доблесть, умеет "менять настроение" - с обратной стороны кубка суровый козел становится улыбающимся по мере уменьшения напитка в бокале. По преданию, такие кубки получили князь Юсупов и граф А. Толстой.
Ну и напоследок покажу вам еще немного работ мастеров Дятьковского хрустального завода.
О
О
О
Друзья, а теперь у меня к вам вопрос!
Интересны ли будут вам такие "музейные" обзоры? Разумеется, по теме моего канала - старая мебель, фарфор, хрусталь, декор?
Напишите, пожалуйста, в комментариях! Или ну эту пыль веков?😉