Найти в Дзене
Дом необычных вещей

Такого хрусталя я ещё не видела: экскурсия в музей хрусталя бывшего мальцовского завода (Дятьково). Часть 2, советская

Хрусталь многим надоел еще в период СССР. Однако и тогда делали вещи уникальные. И многие из них могут хранится у вас дома.

Так что я продолжаю рассказ о посещении Музея хрусталя в Дятьково (Брянская область). Первая часть - об истории хрустально-стекольной империи Мальцовых и начале работы Дятьковского завода - ЗДЕСЬ.

После революции Дятьковский хрустальный завод национализировали наряду со всеми предприятиями. Однако он не прекращал работу и продолжал изготовлять самую простую продукцию по старым, царским формам. С добавлением советской символики, например, пятиконечной звезды. #муз-yul

Так выглядела продукция Дятьковского хрустального завода после революции
Так выглядела продукция Дятьковского хрустального завода после революции

В 30-е годы СССР возобновил торговлю с восточными странами, и это событие не прошло мимо хрусталя - в Дятьково стали делать цветные вазы для фруктов, фужеры и кувшины на экспорт.

Такая продукция в 30-е годы отправлялась на Ближний Восток
Такая продукция в 30-е годы отправлялась на Ближний Восток

Пока не началась война. Завод эвакуировали, Брянская область оказалась под оккупацией. В 1943 году немцы, отступая с Брянщины, взорвали предприятие, так что его пришлось возрождать фактически с нуля.

Производство на заводе хрусталя возобновилось в 1945 году. Все изделия в тот период делали исключительно с помощью пресса - мастеров, тем более мужчин, на предприятии практически не осталось.

Первые изделия на восстановленном заводе в Дятьково после войны делались женщинами
Первые изделия на восстановленном заводе в Дятьково после войны делались женщинами

В 50-х завод начинает работать на полную мощность, восстанавливая забытые техники и технологии. Например, в Дятьково возобновляется производство ваз в стиле Галле из двухслойного стекла с травлением, сравнимых, по сложности и уникальности, с изделиями Фаберже. И эти вазы становятся доступны массовому покупателю.

Вазы в стиле Галле, Е. Шувалов, 1953 год (Фотография с сайта музея хрусталя)
Вазы в стиле Галле, Е. Шувалов, 1953 год (Фотография с сайта музея хрусталя)

Одновременно на заводе возобновляет работу лаборатория и ведутся эксперименты с различными способами окрашивания - делают розалиновое стекло, добавляют марганцовку и даже серебро.

А. Липская, урановое стекло, 1957
А. Липская, урановое стекло, 1957

В 60-е в Дятьково приезжают молодые художники - поклонники минимализма. Они отказываются от украшательства, минимизируют на изделиях алмазную грань, которой всегда славился завод, стараются делать гладкие изделия, используют деколь вместо ручной росписи, что упрощает и удешевляет производство посуды.

60-е годы - период минимализма в продукции Дятьковского хрустального завода
60-е годы - период минимализма в продукции Дятьковского хрустального завода

Один из таких ярких примеров - набор "Петухи" художника Светланы Рязановой.

Набор "Петухи" - образец минимализма 60-х годов
Набор "Петухи" - образец минимализма 60-х годов

Параллельно на заводе начинают применять недавнее изобретение Ленинградского завода художественного стекла - сульфидно-цинковое стекло, которое заграницей прозвали "русским чудом".

В СССР сульфидное стекло называли стеклом-хамелеоном, заграницей - "русским чудом"
В СССР сульфидное стекло называли стеклом-хамелеоном, заграницей - "русским чудом"

Уникальность сульфидного стекла в том, что оно может иметь любой цвет - жёлтый, чёрный, синий, красный и т.д. Причём цвет зависит исключительно от температуры варки, и даже горячая готовая ваза может менять свой оттенок. Это позволяет добавить к изделию любые оттенки - сложные контрастные переходы, полоски другого цвета - достаточно просто играть температурой.

В. Шевченко, десертный сервиз (1969 г) из сульфидного стекла
В. Шевченко, десертный сервиз (1969 г) из сульфидного стекла

Справа - М.Грабарь, набор "Красный октябрь" (1967), слева - "Рапсодия" (1978)
Справа - М.Грабарь, набор "Красный октябрь" (1967), слева - "Рапсодия" (1978)

В 2000-х завод фактически прекратил свое существование. Однако сейчас его вновь пытаются возродить и выпускать продукцию под брендом "Мальцов". В частности, на предприятии делают эксклюзивные изделия на заказ. При этом по специально изготовленной форме всегда отливаются два предмета - один для заказчика, второй - для музея завода.

Впрочем, выпускает работающих цех и массовый хрусталь, доступный каждому. Или коллекционный - как например кубок с мордой козла, ныне называющийся "Княжеский" - полную копию аналогичного кубка, производившегося в 19 веке.

Кубок с мордой козла и секретом от Дятьковского завода хрусталя стоит 12 тысяч рублей
Кубок с мордой козла и секретом от Дятьковского завода хрусталя стоит 12 тысяч рублей

По легенде, генерал Мальцов придумал кубок в качестве награды для своих именитых гостей, съезжавшихся на охоту в брянские леса. Изображённая на фужере голова тура, символизирующего рыцарскую доблесть, умеет "менять настроение" - с обратной стороны кубка суровый козел становится улыбающимся по мере уменьшения напитка в бокале. По преданию, такие кубки получили князь Юсупов и граф А. Толстой.

Ну и напоследок покажу вам еще немного работ мастеров Дятьковского хрустального завода.

Декоративный ансамбль "Камчатка " Г. Антонова, 1978 г
Декоративный ансамбль "Камчатка " Г. Антонова, 1978 г

Ваза для фруктов "Радуга" , автор И. Колодин
Ваза для фруктов "Радуга" , автор И. Колодин

Хрустальный набор В. Мартынова, 2006 год
Хрустальный набор В. Мартынова, 2006 год

Декоративный хрустальный набор "Венеция" Л. Плетнев,1983 г.
Декоративный хрустальный набор "Венеция" Л. Плетнев,1983 г.

Декоративная композиция "Старый город", З. Чумакова, 1979 г
Декоративная композиция "Старый город", З. Чумакова, 1979 г

Декоративная композиция "Сельская свадьба" В. Котов (1977 году), пескоструйная техника.
Декоративная композиция "Сельская свадьба" В. Котов (1977 году), пескоструйная техника.

О

"Золотая осень", гутная техника, В. Котов, 1973
"Золотая осень", гутная техника, В. Котов, 1973

О

Декоративная композиция «Оркестр» В. Погребной, 1978
Декоративная композиция «Оркестр» В. Погребной, 1978

О

Композиция "Антимиры", В. Погребной, 1983
Композиция "Антимиры", В. Погребной, 1983

"Цветы земли", В Погребной, 1983
"Цветы земли", В Погребной, 1983

-22

Друзья, а теперь у меня к вам вопрос!

Интересны ли будут вам такие "музейные" обзоры? Разумеется, по теме моего канала - старая мебель, фарфор, хрусталь, декор?

Напишите, пожалуйста, в комментариях! Или ну эту пыль веков?😉