Найти тему
Прошлое и настоящее.

Riga. Торговый порт. Август 1991 г. К 30-и летию ГКЧП. Часть 3.

Оглавление

Начало.

В зубах заняла штатное место сигарета. Первым делом, убрал кранцы и расправил кормовой флаг. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик. Щелкнув переключателями, включил ходовые огни. Моя рука легла на штурвал. Лязгнули шестеренки реверс- редуктора. Малым ходом направил катер на выход из Рыбного порта. На прощанье включил сирену и дал длинный сигнал «Внимание!».

-------------------------------------------------------------------------------------

Покидая малую Родину в 1991-м, я забрал с собой на память «Судовой журнал» и ключи от рубки своего катера. Приняв командование судном в начале 1989 года, этот журнал я изготовил сам по своему разумению. Разбирая как- то завалы на антресолях в уже давно обжитой квартире в совсем другой стране, нашел несколько вещиц тех времен, включая «Журнал». Полистал пожелтелые страницы, почитал записи, вспоминая былые времена. Дочери, наводя порядок в квартире, безжалостно выбросили реликвию. Не понимают они, что среди хлама могут быть дорогие моему сердцу вещицы. Слава Богу, что не додумались выкинуть в мусор фотопленки в рулонах тех и более ранних лет!

--------------------------------------------------------------------------------------------

Выписка из «Судового журнала» т/х «Стриж».

Регистрационные данные:

т/х «Стриж».

Бортовой № ….ЛТ.

Флаг: СССР.

Порт приписки: Рига.

Тип судна: рейдовый малый разъездной морской командирский катер. Проект 1390.

Год ввода в эксплуатацию- 1986 г.

Водоизмещение 2.45/3.2 т.

Осадка- 0.61 м.

Скорость хода максимальная- 13 узлов.

Тип двигательной установки: Дизельный 6-и цилиндровый с реверс- редуктором. Одновинтовой…

… Судовладелец: Латвийская Республиканская таможня ГУ ГТК СССР.

Позывной: «Биплан- К»

Капитан: Гулов Ю.В. Подписи, печати, дата очередного освидетельствования…

18.08.1991 г.

18.40. Закончены регламентные работы. Заменены: предохранитель цепи питания ревуна и лампа ходового огня по правому борту. Осмотрены спасательные средства.

Топливо- 0,2 т.

Масло- норма.

Замечаний нет.

Причал №6 РМТП.

-22.50 запрос «Рига- радио-один» на движение по каналу, курс Рижский Рыбный порт. Получено «Добро».

-22.45 запрос «Вельбот» (Пограничная служба КГБ СССР) на выход. Получено «добро».

-23.00 принял на борт досмотровую группу 2 чел.

- 23.05 запустил двигатель.

-23.15 запрос «Биплан один». «Добро».

-23.30 отошел от стенки № 6… Курс- рыбный порт…»

19.08. 1991 г.

-00.55 запрос заход в РМРП. «Добро» по корме БМРТ 2-й причал.

-00.59 запрос «Вельбот» заход и стоянка в РМРП. «Добро».

-01.15 Ошвартовался РМРП причал №2. Высадил досмотровую группу 2 чел.

-04.45. запрос на выход РМРП, движение по каналу курсом РМТП. Диспетчер «добро». «Вельбот» «добро».

-05.15 Отошел от причала №2 Рыбный порт. Курс РМТП причал № 6»

-05.23 Вышел фарватер Даугава. Курс на ТМТП.

-06.02 Встречным курсом «Вельбот». Расхождение левыми бортами. По требованию застопорил ход. Лег в дрейф. Получен запрос от «Вельбот» о принадлежности катера, цели нахождения на подходном канале, количестве людей на борту, курсе следования…».

Странно!? Мою «посуду», «Вельбот» знал, как облупленную. Какого черта запрашивать меня о совершенно очевидных вещах? Делать больше нечего, кроме как без дела ночью болтаться посреди Даугавы!? И, еще… Ни разу не видел, чтобы за «спаркой» (пулеметная установка) на рубке их корабля сидел в полной амуниции боец! В предрассветной дождливой мгле серый силуэт сторожевика еле угадывался. Фигуру бойца за «спаркой», я разглядел в свете прожектора. Не удовлетворившись моим ответом, сторожевик, скользнул светом мощного прожектора по корме катера с развевающимся красным флагом и подошел почти вплотную. С его борта меня внимательно осмотрел офицер в бронежилете. На его голове угадывалась каска. Он что- то прокричал мне. Я не расслышал. Не задумываясь, кивнул головой в знак согласия. Офицер махнул рукой, и сторожевик малым ходом ушел вниз к устью Даугавы. Я, врубил полный и рванул вверх по реке к порту.

Все же уже устал до предела. Замерз как бездомная шавка. Скорее бы добраться до родного дома! Холодный порывистый ветер, свинцовые низкие тучи с редкими разрывами и моросящий мерзкий дождик. Типичная для Прибалтики, промозглая августовская ночь.

Болтанка усилилась. К ветру добавилось сильное течение. На полную мощь работала Рижская ГЭС. Потоки воды временами накрывали бак, окатывая брызгами рубку и хлестали в лицо. Рваные тучи не позволяли рассветному Солнцу хоть как- то подсвечивать серые речные волны. Навигационные сумерки закончились. На судах погасли ходовые и якорные огни. До рези в глазах вглядывался в силуэты судов, разбираясь в обстановке, чтобы не «поцеловаться» с шальным буксиром или нефте- мусоросборщиком. Начала доставать давняя «болезнь» посудины. Непонятная мелкая вибрация корпуса на полном ходу. Пришлось сбросить обороты двигателя. Время! Я терял драгоценное время.

Оставалось чуть- чуть, катер уже шел вдоль причалов порта.

Рижский порт.  Угольные причалы. Фото- regnum_picture
Рижский порт. Угольные причалы. Фото- regnum_picture

Глаза случайно зацепили стоящий у причала рефрижератор ЛМП. Один из тех, что поменял флаг на малиновое полотнище с белой полосой вдоль - посередине.

Увиденное, меня не заинтересовало. Несколько мужиков на корме торопливо снимали флаг «Латвийской Республики».

-Рига-радио-один!» «Рига-радио-один! Ответьте борт номер… «Стриж»!-

-На приеме! Канал «69!»- Прохрипела в ответ рация.

Перехожу на 69 канал.

-Здравствуйте! Работу закончил. Прошу шестой причал. Стоянка на двое суток у себя в углу. Как поняли? Прием!-

-На приеме! Здравствуй, Владимирыч! «Добро» шестой. Стой, сколько надо!-

-Вас понял! Шестой причал по корме сухогруза! Подход доложу!-

Осталось подойти к берегу, пройдя вдоль борта арестованного мной взбунтовавшегося «украинского» «Комсомольца» и ошвартоваться на своей стоянке по его корме.

То, что увидел, меня развеселило.

- Ага! Моя взяла!- На корме судна свежей краской вкривь-вкось было намалевано: ««Комсомолец…» Жданов». Чуть ранее я с глубоким удовлетворением разглядел на корме сухогруза красный Государственный Флаг Державы.

Впрочем, и это не заставило меня насторожиться.

- Надоело стоять у причала, и решили свалить поскорее. Вот и привели все в соответствие с Регистром. Можно отпускать. Надо сделать отметку в журнале об отмене запрета на выход.- Я уже успел промазать по покрышке, привязанной цепями к стенке и лихо «приложился» привальником к бетону. Неудобно как- то швартоваться в одиночку среди переплетения толстых швартовых концов сухогруза да еще на течении. Только успевай головой по сторонам вертеть, хватаясь то за штурвал, то за рукоятку «газа», за «дрын» реверса и за торчащие из стены ржавые арматурины! При этом одной ногой пытаться подцепить валяющийся в кокпите швартовый конец. Не до глазения по сторонам и размышлений о судьбе страны!

Начало.

Продолжение.

Материалы канала:

Рассказ "Морской волчонок".

Хорек Ташинда за работой (Видео).

Хорек Фуфик (Фотогалерея).

Котики, собачки, рыбки... ХОРЬКИ! (Фотогалерея).

Ухты! Мы вышли из бухты! Первый выход в море. (Видео о прогулках и путешествиях под парусами на яхтах).

Жизнь на обочине. Латвийская провинция (видео, рассказ).

Нетуристическая Латвия (видео, рассказ).

По волнам нашей памяти. Латвия. 2018 г.

Детские "перлы" (фото и байки).

Печальная годовщина. 20.01.1991. Рижский "майдан" (непридуманная история).

Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий.

Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий. P. S.

Пионерский "концлагерь". Или рассказ о том, как советские дети отдыхали в лагере МО СССР. Ч.1. Заезд.

Обращаюсь к читателям!

Очень у меня к вам, уважаемые посетители большая просьба! Оставляйте, пожал-ста, свои комментарии. Мне важно ваше мнение. Вылавливайте «косяки». Указывайте на них. Что не нравится!? Если, что понравилось, отмечайте. Не молчите!

Все материалы принадлежат каналу "Юрий Гулов". Использование статей, фото, видео разрешено исключительно с согласия автора.