Начало.
В зубах заняла штатное место сигарета. Первым делом, убрал кранцы и расправил кормовой флаг. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик. Щелкнув переключателями, включил ходовые огни. Моя рука легла на штурвал. Лязгнули шестеренки реверс- редуктора. Малым ходом направил катер на выход из Рыбного порта. На прощанье включил сирену и дал длинный сигнал «Внимание!».
-------------------------------------------------------------------------------------
Покидая малую Родину в 1991-м, я забрал с собой на память «Судовой журнал» и ключи от рубки своего катера. Приняв командование судном в начале 1989 года, этот журнал я изготовил сам по своему разумению. Разбирая как- то завалы на антресолях в уже давно обжитой квартире в совсем другой стране, нашел несколько вещиц тех времен, включая «Журнал». Полистал пожелтелые страницы, почитал записи, вспоминая былые времена. Дочери, наводя порядок в квартире, безжалостно выбросили реликвию. Не понимают они, что среди хлама могут быть дорогие моему сердцу вещицы. Слава Богу, что не додумались выкинуть в мусор фотопленки в рулонах тех и более ранних лет!
--------------------------------------------------------------------------------------------
Выписка из «Судового журнала» т/х «Стриж».
Регистрационные данные:
т/х «Стриж».
Бортовой № ….ЛТ.
Флаг: СССР.
Порт приписки: Рига.
Тип судна: рейдовый малый разъездной морской командирский катер. Проект 1390.
Год ввода в эксплуатацию- 1986 г.
Водоизмещение 2.45/3.2 т.
Осадка- 0.61 м.
Скорость хода максимальная- 13 узлов.
Тип двигательной установки: Дизельный 6-и цилиндровый с реверс- редуктором. Одновинтовой…
… Судовладелец: Латвийская Республиканская таможня ГУ ГТК СССР.
Позывной: «Биплан- К»
Капитан: Гулов Ю.В. Подписи, печати, дата очередного освидетельствования…
18.08.1991 г.
18.40. Закончены регламентные работы. Заменены: предохранитель цепи питания ревуна и лампа ходового огня по правому борту. Осмотрены спасательные средства.
Топливо- 0,2 т.
Масло- норма.
Замечаний нет.
Причал №6 РМТП.
-22.50 запрос «Рига- радио-один» на движение по каналу, курс Рижский Рыбный порт. Получено «Добро».
-22.45 запрос «Вельбот» (Пограничная служба КГБ СССР) на выход. Получено «добро».
-23.00 принял на борт досмотровую группу 2 чел.
- 23.05 запустил двигатель.
-23.15 запрос «Биплан один». «Добро».
-23.30 отошел от стенки № 6… Курс- рыбный порт…»
19.08. 1991 г.
-00.55 запрос заход в РМРП. «Добро» по корме БМРТ 2-й причал.
-00.59 запрос «Вельбот» заход и стоянка в РМРП. «Добро».
-01.15 Ошвартовался РМРП причал №2. Высадил досмотровую группу 2 чел.
-04.45. запрос на выход РМРП, движение по каналу курсом РМТП. Диспетчер «добро». «Вельбот» «добро».
-05.15 Отошел от причала №2 Рыбный порт. Курс РМТП причал № 6»
-05.23 Вышел фарватер Даугава. Курс на ТМТП.
-06.02 Встречным курсом «Вельбот». Расхождение левыми бортами. По требованию застопорил ход. Лег в дрейф. Получен запрос от «Вельбот» о принадлежности катера, цели нахождения на подходном канале, количестве людей на борту, курсе следования…».
Странно!? Мою «посуду», «Вельбот» знал, как облупленную. Какого черта запрашивать меня о совершенно очевидных вещах? Делать больше нечего, кроме как без дела ночью болтаться посреди Даугавы!? И, еще… Ни разу не видел, чтобы за «спаркой» (пулеметная установка) на рубке их корабля сидел в полной амуниции боец! В предрассветной дождливой мгле серый силуэт сторожевика еле угадывался. Фигуру бойца за «спаркой», я разглядел в свете прожектора. Не удовлетворившись моим ответом, сторожевик, скользнул светом мощного прожектора по корме катера с развевающимся красным флагом и подошел почти вплотную. С его борта меня внимательно осмотрел офицер в бронежилете. На его голове угадывалась каска. Он что- то прокричал мне. Я не расслышал. Не задумываясь, кивнул головой в знак согласия. Офицер махнул рукой, и сторожевик малым ходом ушел вниз к устью Даугавы. Я, врубил полный и рванул вверх по реке к порту.
Все же уже устал до предела. Замерз как бездомная шавка. Скорее бы добраться до родного дома! Холодный порывистый ветер, свинцовые низкие тучи с редкими разрывами и моросящий мерзкий дождик. Типичная для Прибалтики, промозглая августовская ночь.
Болтанка усилилась. К ветру добавилось сильное течение. На полную мощь работала Рижская ГЭС. Потоки воды временами накрывали бак, окатывая брызгами рубку и хлестали в лицо. Рваные тучи не позволяли рассветному Солнцу хоть как- то подсвечивать серые речные волны. Навигационные сумерки закончились. На судах погасли ходовые и якорные огни. До рези в глазах вглядывался в силуэты судов, разбираясь в обстановке, чтобы не «поцеловаться» с шальным буксиром или нефте- мусоросборщиком. Начала доставать давняя «болезнь» посудины. Непонятная мелкая вибрация корпуса на полном ходу. Пришлось сбросить обороты двигателя. Время! Я терял драгоценное время.
Оставалось чуть- чуть, катер уже шел вдоль причалов порта.
Глаза случайно зацепили стоящий у причала рефрижератор ЛМП. Один из тех, что поменял флаг на малиновое полотнище с белой полосой вдоль - посередине.
Увиденное, меня не заинтересовало. Несколько мужиков на корме торопливо снимали флаг «Латвийской Республики».
-Рига-радио-один!» «Рига-радио-один! Ответьте борт номер… «Стриж»!-
-На приеме! Канал «69!»- Прохрипела в ответ рация.
Перехожу на 69 канал.
-Здравствуйте! Работу закончил. Прошу шестой причал. Стоянка на двое суток у себя в углу. Как поняли? Прием!-
-На приеме! Здравствуй, Владимирыч! «Добро» шестой. Стой, сколько надо!-
-Вас понял! Шестой причал по корме сухогруза! Подход доложу!-
Осталось подойти к берегу, пройдя вдоль борта арестованного мной взбунтовавшегося «украинского» «Комсомольца» и ошвартоваться на своей стоянке по его корме.
То, что увидел, меня развеселило.
- Ага! Моя взяла!- На корме судна свежей краской вкривь-вкось было намалевано: ««Комсомолец…» Жданов». Чуть ранее я с глубоким удовлетворением разглядел на корме сухогруза красный Государственный Флаг Державы.
Впрочем, и это не заставило меня насторожиться.
- Надоело стоять у причала, и решили свалить поскорее. Вот и привели все в соответствие с Регистром. Можно отпускать. Надо сделать отметку в журнале об отмене запрета на выход.- Я уже успел промазать по покрышке, привязанной цепями к стенке и лихо «приложился» привальником к бетону. Неудобно как- то швартоваться в одиночку среди переплетения толстых швартовых концов сухогруза да еще на течении. Только успевай головой по сторонам вертеть, хватаясь то за штурвал, то за рукоятку «газа», за «дрын» реверса и за торчащие из стены ржавые арматурины! При этом одной ногой пытаться подцепить валяющийся в кокпите швартовый конец. Не до глазения по сторонам и размышлений о судьбе страны!
Продолжение.
Рассказ "Морской волчонок".
Хорек Ташинда за работой (Видео).
Хорек Фуфик (Фотогалерея).
Котики, собачки, рыбки... ХОРЬКИ! (Фотогалерея).
Ухты! Мы вышли из бухты! Первый выход в море. (Видео о прогулках и путешествиях под парусами на яхтах).
Жизнь на обочине. Латвийская провинция (видео, рассказ).
Нетуристическая Латвия (видео, рассказ).
По волнам нашей памяти. Латвия. 2018 г.
Детские "перлы" (фото и байки).
Печальная годовщина. 20.01.1991. Рижский "майдан" (непридуманная история).
Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий.
Рига. 20.01.1991 г. Годовщина трагических событий. P. S.