Основой христианского вероучения являются четыре Евангелия, написанные Матфеем, Иоанном, Лукой и Марком. Все они считаются каноническими, т.е. их авторитет утвержден церковью. Дело в том, что в первые столетия после библейских событий имелось множество христианских течений и еще больше христианских книг, чья достоверность была под сомнением.
Что касается перечисленных евангелистов, то первые два из них были апостолами от двенадцати, т.е. являлись личными учениками Христа. А вторые два были апостолами от семидесяти, т.е., являлись учениками учеников. Марк сопровождал Петра, а Лука – Павла. Их работы были составлены буквально через пару десятков лет, после того, как отправили на крест Иисуса. Т.е., писались буквально по горячим следам.
И вот, что я вам скажу: ни в одном из них нет указания, что Спаситель когда-либо был женат. А ведь авторами священного предания были люди, которые лично знали Христа!
Поэтому давайте-ка остановимся именно на таком мнении. Но обсудим некоторые дополнительные факты.
Согласно Библии, Иисус стал проповедовать в тридцатилетнем возрасте. Т.е., до этого он либо учился иудейскому религиозному закону – мы знаем, что он был знаком с ним лучше, чем простой мирянин. Либо работал плотником вместе со своим отцом – так, в частности, любят утверждать свидетели Иеговы и иные, близкие к христианству течения.
В те времена, когда срок человеческой жизни был намного меньше, неженатый тридцатилетний мужчина считался дивом дивным. Иисус, который по линии своих земных родственников являлся родственником древнего израильского царя Давида, наверняка был выгодной партией. Иоанн Креститель, близкий родственник Христа, был женат. Апостол Петр был женат и путешествовал по стране со своей супругой. Младшие братья Иисуса, другие дети Иосифа и Марии, также были женаты.
С другой стороны, в Иудее того отсутствие жены не являлось редкостью. Ессеи и назореи, участники иудейских мистических сект, жили в пустыне, как отшельники, придерживались многих других аскетических ограничений и не женились. Пускай в традиционном иудаизме брак и последующие отношения с женщиной не являются грехом, они воздерживались от этого «ради Царства Небесного».
Вот и Иисус мог бы свободно жениться без греха. Однако, как сын Божий, он хорошо понимал свою миссию и свое служение. Спаситель не имел дома и никакого имущества, путешествовал по Иудее и жил за счет того, что ему давали люди. Он исцелял больных, проповедовал и толковал религиозный закон. Поэтому сознательно никогда не собирался жить нормальной жизнью, не желая подвергать тяготам свою семью.
Вот примерно такой взгляд на это имеется у большинства традиционных христианских течений. Тем не менее, есть еще течения нетрадиционные. Евангелие от Филиппа, отвергнутое православными и католиками как каноническое, приводит два интересных фрагмента.
«Были трое, которые всегда ходили с Господом: Мария, его мать, и ее сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей». Но «спутница» – это не означает автоматически, что «жена». Хотя именно Мария Магдалина достает тело Иисуса из гробницы, чтобы омыть его. А по иудейским представлениям, это дело исключительно для супруги.
Второй отрывок говорит следующее: «… Христос любил ее больше всех учеников и часто целовал ее в губы. Остальные ученики обиделись на это и выразили неодобрение.» Во-первых, поцелуй всегда был стандартным христианским приветствием, а во-вторых, зачем соратникам Иисуса обижаться, если бы Магдалина была его супругой?
Но что интересно: евангелие от Филиппа было написано в 3-м веке, то есть, спустя несколько столетий после жизни Христа. И оно ничего явно не говорило о браке Спасителя. А книга Варнавы, которая четко это утверждает, является подделкой 15-о столетия.