В основном на моем канале вы видите серьезные темы об истории искусства, живописи, разбор литературы. Но я довольно многогранный человек и мне многое интересно, поэтому сегодня будет не серьезная, но весьма любопытная тема - философия мультсериала "Губка Боб Квадратные штаны".
На первый взгляд может показаться, что это простое детское шоу и анализировать здесь нечего, но это не так. Этот мультик сложнее, чем мы думаем.
Начнем с главного героя - Губки Боба. Он веселый, позитивный, наивный, любит своих друзей и работу.
Губка Боб, подобно древнегреческому философу Аристотелю, считает счастье высшим благом, что бы он не делал, он остается до нелепости счастливым, а кратковременные печали тут же сменяются новой радостью. Он никогда никому сознательно не причиняет зла и ему не нужно ничего сверх того, что у него есть. У него нет крайностей в желаниях или поступках. Также он стремится сделать счастливыми окружающих (даже если они этого не хотят).
Лучший друг Спанч Боба - звезда Патрик. Он немного глуповатый, не любит напрягаться и живет ради наслаждений. В философии такая позиция называется утилитарным гедонизмом. Всякое действие прежде всего рассматривается с позиции удовольствия. При этом Патрик также не делает ничего плохого и всегда поддерживает своего лучшего друга. То есть он не отказывается от нравственных ценностей. Этих двух друзей объединяет стремление к счастью.
Сосед Губки Боба и Патрика - осьминог Сквидвард. Он отъявленный пессимист. Жизнь, по его мнению, несчастна и бессмысленна, все действия бесполезны. Страдания - способ существования Сквидварда.
Своими мировоззрениями он похож на немецкого философа Шопенгауэра, который всю свою жизнь пытался найти выход из страданий. Кстати, философ находит его в искусстве, которое хоть и не на долго, но помогает ему прервать череду печалей. Вспомните Сквидварда, он обожает играть на кларнете, таким образом уходя из мира реальности.
Единственная проработанная женская роль в мультфильме - белка Сэнди. Она либеральная феминистка, интеллектуалка, по уровню развития она сильно превосходит остальных обитателей морского дна. Автор мультфильма подчеркивает её независимость от представителей мужского пола и высокую изобретательность в решении проблем.
Ну и напоследок герой-антагониста нашего мультфильма - Планктон.
Он является практически прямым последователем философии Ницше. Он хочет преодолеть собственную природу, он амбициозен, трудолюбив, он действительно пытается реализовать свои идеи, а не просто размышляет о них. Если философия Ницше была направлена на достижение стадии сверхчеловека, то планктон хотел стать сверхпланктоном. Он шел против своей природы и пытался превзойти самого себя.
Так кто же на самом деле главный герой мультфильма и почему мы так бессознательно симпатизируем Губке Бобу?
Все герои так или иначе стремятся к счастью, через поступки, через удовольствие, благодаря искусству или победе над собой. Счастье - ключевой мотив действий всех героев мультсериала.
Как вы относитесь к мультику про Спанч Боба? Считаете ли его пустым или и здесь есть над чем задуматься? Нравятся ли вам такие разборы или вы всё же предпочитаете статьи о традиционном искусстве?