Найти тему

Говорят, что у немецкого флота просто не было другого способазаявить о себе. Германия, между прочим, была единственной страной в

Говорят, что у немецкого флота просто не было другого способа заявить о себе. Германия, между прочим, была единственной страной в мире, которая для борьбы с судоходством противника использовала линейные корабли. Еще в Первую мировую войну невероятно смелый рейд линейного крейсера «Гебен» фактически изменил весь мир, сокрушив Российскую и Оттоманскую империи. В самом начале Второй мировой войны в океанский рейд ушел карманный линкор «Адмирал граф Шпее», за ним два других корабля этого же типа: «Дойчлянд» и «Адмирал Шеер». Затем на войну с судоходством англичан были брошены линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». В корсарский рейд рвался и могучий «Бисмарк», перехваченный и потопленный англичанами в драматическом морском бою. Использование линкоров в подобных операциях было очень дорогим удовольствием. А потому тон в корсарской войне задавали не они. В обеих войнах основные приключения и успехи выпали на долю легких и вспомогательных крейсеров, переоборудованных из торговых судов. Исключение составляет, пожалуй, только линкор «Адмирал Шеер». Отношение России к пиратской деятельности германских рейдеров в двух мировых войнах было диаметрально противоположным. Если в Первую мировую войну Россия посылала свои крейсера в океан, чтобы помочь союзникам по Антанте бороться с немецкими корсарами (русский крейсер «Жемчуг» даже погиб, потопленный «Эмденом», одним из самых знаменитых германских рейдеров), то во Второй мировой войне Советский Союз внес весомый вклад в успех боевой деятельности «пиратов фюрера». Советские ледоколы с характерными названиями «Ленин», «Сталин» и «Каганович», меняя друг друга, провели немецкий вспомогательный крейсер «Комет» Северным морским путем в Тихий океан, в глубокий тыл англичан. Немецкие рейдеры, действовавшие у побережья Норвегии, приводили свои «призы» в Мурманск, где их ждали танкеры,заправщики и сердечный прием. Скандал случился лишь однажды, когда карманный линкор «Дойчлянд» привел в Мурманск захваченный американский пароход «Сити оф Флинт». Корабли советского Северного флота делились с рейдерами данными о дислокации английских кораблей. Еще более сердечный «интим» творился на Тихом океане. По сибирскому железнодорожному пути перебрасывались сменные экипажи пиратских кораблей. Этим же путем в Германию отправлялись раненые и больные моряки с рейдеров. Штурман наиболее удачливого и беспощадного «корсара» «Атлантис» в мягком вагоне международного класса сибирского экспресса проделал очень приятное путешествие через весь Советский Союз, спеша доставить в Берлин захваченные у англичан секретные документы. Чекисты, сопровождавшие Каменца, угощали пирата икрой и поили коньяком. А на просторах Тихого океана советские танкеры бункеровали пиратские корабли «во имя окончательной победы труда над капиталом». Действия немецких рейдеров произвели глубокое впечатление и на самого товарища Сталина, неоднократно с укором спрашивавшего у адмирала Кузнецова, почему советские корабли не могут делать то, что делают немецкие рейдеры. В самом деле, почему? И уже после войны «великий вождь всех народов» задумал построить огромный рейдер, вооруженный 305–мм артиллерией, дав обалдевшим специалистам такое техническое задание: «Это должен быть «хулиганский корабль». Он должен иметь возможность появляться в любой точке мирового океана и топить все, что находится на плаву». Внезапная смерть вождя помешала осуществлению этой «смелой» идеи. В туманную даль истории уходят обе мировые войны, унося с собой несчетные факты и загадки, которые рискуют остаться непознанными и нераскрытыми. Учтем положение, в которое после крушения СССР попал российский