1. Среди современных русских философов последних пятидесяти — семидесяти лет выделяются три оригинальных мыслителя, которые одновременно суть бесконечные эрудиты, начитанность и сообразная с нею учёность которых поразительна. Это А. Ф. Лосев. Мих. Лифшиц. А. Г. Дугин. Все трое умеют как (1) понимать чужое, — иначе чтение им было бы неинтересно, они не гоголевские Петрушки, — как (2) мыслить своё, так и (3) выражать понятое и помысленное.
2. Наиболее оригинален, разумеется, Алексей Фёдорович Лосев. Он через века соединил античность с современностью, платонизм с христианством, изощрённую науку с монашеским подвигом. Пожалуй, это самый оригинальный русский философ за все века её существования. Русский Прокл.
Наименее оригинален Александр Гельевич Дугин. Он, скорее, вдумчивый журналист и социолог, честно работающий по событиям, случившимся в философии, культуре, политике. При этом он с лёгкостью вникает в самую подноготную событий и наговорить верных оценочных гадостей об этих событиях для него ну ничего не стоит.
Наиболее цельный, последовательный и потому гармонически выразительный — Михаил Александрович Лифшиц. Это русская параллель Вольтера и Д. Дидро, а из немцев — не столько Г. Э. Лессинга, сколько Жан-Поля и Т. Л. В. Адорно. Он пишет так, что слова его порхают, как бабочки. А вздумаешь чуть-чуть только вскрыть смыслы, остановить крылышки мысли и глянуть что там у неё внутри, открывается слой за слоем бездонная глубина мысли. Пишет, будто говорит запросто с приятелем… Но только тронешь слово, а оно, видно, настолько срослось с целым, что, пошатав его за голову, понимаешь — только ему здесь и быть, это его персональное нагретое место, вот и шея тут, отрывать не стоит.
3. Имеются не в русской философии, а, скорее, более общо, в русской культуре и такие «полные знатоки всего», как Александр Львович Доброхотов. Они знают, почему песней в «La Divina Commedia» Данте Алигьери сто и что бы значила эта центовка поэзии, знают каковы самые центральные стихи в «Фаусте» И. В. фон Гёте и чему там в них изумляться и т. п. Но всё это похоже на подсчёт букв в Библии и поиск центральной буквы столь священного текста. Похоже на то, что литературоведы занимаются разведыванием литер и тащат «языка» к себе в книжки. Умный читатель и недурной литературовед, вдумчивый историк философии и историк литературы, А. Л. Доброхотов таки не делает погоды на философском небе и не расширяет горизонт русской культуры. Он рисует созвездия на карте небесной сферы, работает с Большой и Малой Медведицами, подсчитывает звёзды.
4. Кого же из них читать? Да кого вздумаете! У каждого из них громадное духовное наследие. Пока вы умственная голытьба, пока вы ходите по миру, эти капитаны мысли способны доставить вас в любую точку вселенной. Это вам она чужая, холодная и колкая, а им — родной и тёплый дом с мягкими коврами. Освоитесь со своим умом, начнёте мыслить самодеятельно.
2019.08.04.