Найти тему

Ольга Сахарова (1881-1967). ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

К 140-летию Ольги Николаевны Сахаровой

Автор: Ксения Муратова, при участии Виктории Савельевой
Номер журнала: №2 2020 (71)

Вместо предисловия

«Не знаю, куда включить Ольгу Сахарову - а в ее случае непросто избежать этнографической живописности, - в круг наших художников или художников иностранных. ”Разве она не русская?” - скажут мне все. Но тут хочется возразить: ”Не знаю”. Весьма вероятно, что она сама этого не знает. Да и как с уверенностью утверждать: ”Онарусская, вот и все”... Дело в том, что во время войны 1914 года она приехала в Барселону. Дело в том, что никто не передал в живописи лучше, чем эта женщина - которая, если так можно выразиться, ни на одном из западноевропейских языков толком не говорит, - существенную квинтэссенцию не просто каталонского, но специфически барселонского духа».

Эухенио д'Орс[1]

В 2021 году исполнилось сто сорок лет со дня рождения замечательной русской и каталонской художницы Ольги Николаевны Сахаровой.

ОЛЬГА САХАРОВА. Автопортрет. 1932 
Холст, масло. 70 × 59. С любезного разрешения Музея города Вальса
ОЛЬГА САХАРОВА. Автопортрет. 1932 Холст, масло. 70 × 59. С любезного разрешения Музея города Вальса

Сахарова родилась и выросла на Кавказе, в Тифлисской губернии Российской империи. Впервые оказалась в Каталонии, в Барселоне, во время Первой мировой войны, а жила там постоянно в течение последних тридцати лет своей долгой жизни. В дни ее памяти, в конце 2017 года, на доме, где жили Ольга Николаевна и ее муж, художник и фотограф Отто Ллойд, по адресу: carrer de Manacor, 3, в барселонском квартале El Putxet, была установлена мемориальная доска, а в Музее искусств каталонского города Жирона открылась большая ретроспективная выставка ее произведений. Сопровождавшаяся серией лекций о жизни и творчестве художницы и вечеров воспоминаний о ней, изданных Элиной Но- ранди на двух языках - каталонском и английском, - выставка внесла несомненный важный вклад в распространение международной известности Сахаровой[2].

ОЛЬГА САХАРОВА. Пейзаж с зебрами. 
Холст, масло. 146 × 114
С любезного разрешения Татьяны и Георгия Хаценковых, Монако
ОЛЬГА САХАРОВА. Пейзаж с зебрами. Холст, масло. 146 × 114 С любезного разрешения Татьяны и Георгия Хаценковых, Монако

Действительно, творчество О.Н. Сахаровой оставалось до последних лет не оцененным по заслугам, плохо изученным и в целом малоизвестным за пределами Испании вообще и Каталонии в частности, несмотря на длительное парижское прошлое художницы.

В 1950-1960-е годы ее тонкий импрессионистический язык был далек от художественных интересов дня и казался атрибутом далекого, изжившего себя фигуративного прошлого даже и самой художнице. «Я нахожусь вне современности, как будто я вышла из моды»[3], - заметила она в одном интервью начала 1960-х годов. Круг любителей ее живописи не иссяк; до конца жизни она много работала на заказ, развивая жанр семейного камерного портрета, которому она смогла придать необыкновенную свежесть. К 1970-м годам творчество Сахаровой начинает рассматриваться каталонской художественной критикой в историческом ключе, а ее имя прочно входит в серьезные общие труды по истории каталонского искусства[4].

ОЛЬГА САХАРОВА. Каталонский пейзаж. 1920 
Холст, масло. 92 × 110.
С любезного разрешения Татьяны и Георгия Хаценковых, Монако
ОЛЬГА САХАРОВА. Каталонский пейзаж. 1920 Холст, масло. 92 × 110. С любезного разрешения Татьяны и Георгия Хаценковых, Монако

Как русская эмигрантка, жившая в Испании с английским гражданством (благодаря мужу), она умудрилась стать каталонским живописцем и даже получать каталонские официальные награды еще во франкистские времена - например, серебряную медаль города Барселоны за вклад в развитие каталонского искусства в 1964-1966 годах[5].

Можно найти множество причин признания Сахаровой в современной ей Каталонии, как и случайностей, вызванных разного рода стечением обстоятельств. Но одно из объяснений особенности творческой судьбы русской художницы следует искать в своеобразии таланта Сахаровой, в близости ее художественных исканий и исканий каталонского искусства ХХ века, которые принято связывать с «noucentismo catala» («ноучентизмо катала») - общекультурным движением[6], развивавшим неоклассические и примитивистские течения начала столетия. Внутреннюю связь искусства Сахаровой и постмодернистской эстетики каталонского «ноученто» почувствовал уже Эухенио (Эудженио) д'Орс - выдающийся каталонский и испанский художественный критик, философ, писатель, историк искусства первой половины XX века, занимавший к тому же пост главы Управления изящных искусств с 1923-го по 1939 год[7]. Понимание процессов, происходящих в художественном творчестве двадцатых годов, как «начало нового цикла вечного классицизма», по утверждению д'Орса, неотрывно в эстетике «ноученто» от представления о каталонском искусстве как части общеевропейского культурного ландшафта. Не только д'Орс, но и Хосе Мария Серт, Жозеп Пуч-и-Када- фалк, Ортега-и-Гассет и многие другие выдающиеся деятели испанского и каталонского культурного расцвета начала века не могли не заметить русскую парижанку с Монпарнаса.

ОЛЬГА САХАРОВА. Портрет Отто Ллойда (Портрет молодого человека с книгой). Около 1917 
Холст, масло. 93 × 73.
С любезного разрешения Галереи «Наши художники». Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург
ОЛЬГА САХАРОВА. Портрет Отто Ллойда (Портрет молодого человека с книгой). Около 1917 Холст, масло. 93 × 73. С любезного разрешения Галереи «Наши художники». Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург

Незаурядный талант Сахаровой, ее своеобразное видение, сила ее творческой натуры выделяют ее и в 1940-е годы, когда д'Орс организует в Мадриде, в галерее Биоска, знаменитые Салоны Одиннадцати[8]. Вместе с выдающимися женщинами-живописцами Марией Бланшар и Розарио де Веласко она приглашена д'Орсом участвовать в Первом салоне 1943 года.

В последние годы исследователи обратились к творчеству Сахаровой в связи с изучением формирования дадаизма; в сфере их интересов оказалась деятельность группы художников парижского авангарда, уехавших в Барселону во время Первой мировой войны[9]. В 1990-е годы в Барселоне, среди многочисленных скверов квартала Las Cortes, появляются «Сады Ольги Сахаровой» («Jardines de Olga Sacharoff») - парковая зона, декорированная белыми мраморными кубами, разбросанными в зелени, в память о кубистском прошлом художницы[10].

ОЛЬГА САХАРОВА. Прогулка. 1923 
Картон, масло. 75,5 × 108 
Музей изобразительного искусства, Цволле, Нидерланды
ОЛЬГА САХАРОВА. Прогулка. 1923 Картон, масло. 75,5 × 108 Музей изобразительного искусства, Цволле, Нидерланды

С появлением русского художественного рынка в 1990-2000-х годах живопись Сахаровой попадает в поле зрения интернационального круга знатоков и любителей[11] , как это было уже в 1920-е и 1930-е годы, когда ее работы находились в составе крупных международных собраний, как, например, знаменитой коллекции П.А. Реньо, значительная доля которой была оставлена владельцем on loan Городскому музею в Амстердаме[12], и когда ее живопись с успехом выставлялась в Париже[13], Венеции[14], Лондоне[15], Нью-Йорке[16] и даже Джакарте[17]. Но активное экспонирование работ Сахаровой на международных выставках до Второй мировой войны сменилось ее скромным участием в послевоенных выставках в Европе[18].

Сахарова выступает рядом с наиболее значительными мастерами 20-30-х годов, проделывая свой собственный оригинальный путь, и творческий, и жизненный. Сахарова не оставила воспоминаний, как другие художники ее поколения, принадлежавшие к русской эмиграции, - Шагал, Шилтян или Моревна.

ОЛЬГА САХАРОВА. Свадьба. 1919–1923 
Холст, масло. 152 × 160
Национальный музей искусств Каталонии, Барселона
ОЛЬГА САХАРОВА. Свадьба. 1919–1923 Холст, масло. 152 × 160 Национальный музей искусств Каталонии, Барселона

Только сейчас начинают раскрываться важные детали ее ранней биографии. Ольга Николаевна Сахарова родилась 29 мая (по старому стилю), то есть 11 июня (по новому стилю) 1881 года в Тифлисе, в русской семье, обосновавшейся на Кавказе. В метрической книге тифлисского храма Святой Троицы имеется запись о рождении: «Дочь умершего титулярного советника Глотова, девица Елисавета, вероисповедания православного, 29 мая 1881 г. родила дочь Ольгу». Через два года, в марте 1883 года, девочку крестили в Дидубийской церкви Божьей Матери в Тифлисе. Крестным отцом стал ее дед по линии отца, военный врач Алексей Александрович Сахаров[19]. Тогда же по крестному отцу девочка получила фамилию Сахарова. А на следующий год ее родители, Николай Алексеевич Сахаров и Елизавета Георгиевна Глотова, обвенчались.

Ее отцом был Николай Алексеевич Сахаров (1852-1927) - врач, известный ученый-микробиолог[20], матерью - Елизавета Георгиевна Глотова (1855-?), дочь таможенного чиновника Георгия Николаевича Глотова и Марфы Николаевны Нергадзе. Ее дядя, брат отца Александр Алексеевич Сахаров (1857-1920), был известный художник-баталист[21], одна из сестер отца - Клавдия Алексеевна Северина (1850 - после 1918) - возглавляла Батумское благотворительное общество[22]. Ольга Николаевна выросла в среде русской дворянской интеллигенции.

Читать далее