Найти тему
Завтрак с таможней

Я ввёз контрабанду. Как меня вычислят?

Оглавление

Рассказываем, как ловят контрабанду после того, как она незаметно прошла через таможню и оказалась на внутреннем рынке России.

В предыдущем посте мы рассказывали о том, каким образом контрабанда попадает в Россию. Многие считают, что самое сложное при незаконном ввозе товаров — собственно не попасться на таможне. И будто бы если этот этап пройден, то дальше уже бояться нечего. Но в России последние годы активно развиваются разные инструменты и механизмы прослеживаемости, контроля на этапе после выпуска.

И если таможня не хлопнула поставку контрафакта, будьте уверены: хлопнут налоговики с оперативниками. Может и сама таможня, но на этапе после выпуска.

Если на границе не сработали меры минимизации рисков (досмотр, осмотр, взвешивание и пр.), таможня поверила вашей декларации, в которой указано, что ввозятся пластиковые стаканчики, хотя контейнер под завязку набит фенами и плойками, следите за руками, что происходит дальше.

Как вычисляют контрафакт среди прослеживаемых товаров

С прослеживаемыми товарами (а сейчас большущий пласт товаров прослеживается через такие системы, как ЕГАИС, Меркурий, Честный знак и пр.) всё очень просто. Электронные документы, чеки — всё поступает в налоговую онлайн. И когда откуда ни возьмись в документах всплывает товар, в цепочке поставки которого зияет дыра, начинается кропотливая работа налоговой. Если вы этот товар ни у кого не покупали, не производили его самостоятельно, то как же он оказался у вас? Как вы запустили его в оборот?

Когда у меня спрашивают, как устроена система прослеживаемости.
Когда у меня спрашивают, как устроена система прослеживаемости.

Вы, конечно, можете успеть реализовать товар оптовику, а тот уже распродаст его в розницу, и только тогда внезапно нагрянет налоговая с проверкой.

Но клином свет сойдется именно на вас, ведь вы ввели в оборот товар не пойми какого происхождения.

Остальным звеньям цепочки тоже придется несладко, но они-то приобретают товар в рамках официальной сделки, поэтому могут и не знать, что покупают контрафакт. В отличие от зачинщика этой истории.

Но учитывая, что и покупатель в общем-то может проверить цепочку происхождения товара, не стоит рассчитывать “на дурака”. Ни одна белая компания не будет сотрудничать с контрабасистом контрабандистом.

Как вычисляют контрафакт среди непрослеживаемых товаров

Непрослеживаемых товаров с каждым годом становится меньше, ведь всё новые категории продукции включаются в эксперимент. Но и тут с выявлением дела обстоят продуманно. На помощь ФНС приходит математика и валютный контроль (впрочем, валютный контроль помогает и в первом случае, даёт наводку).

Последние годы в России стали очень пристально следить за выводом капитала, расчетами с иностранными компаниями. Банки обязаны сообщать в Центробанк о нарушениях при валютных операциях (подозрительные операции они и сами замораживают, опасаясь санкций ЦБ и обвинении в посредничестве).

Валютный контроль отвешивает люлей.
Валютный контроль отвешивает люлей.

И когда по контракту осуществляется перевод 2 млн долларов, а таможне заявляется стоимость $500 тыс., начинают появляться вопросики. Информация передается в налоговую, и там начинают въедливо под микроскопом изучать предпринимателя и его деятельность.

Кроме того, если в документах у вас проходит контракт на $500 тыс., а по факту вы продаете продукцию на $2,5 млн (потому что купили за 2 и накинули сверху $500 тыс.), эту сверхприбыль приходится куда-то распихивать и запрятывать. Обыкновенно для этого привлекаются фирмы-однодневки, идет раздача фейковых подрядов. Вся эта работа в совокупности, комиссии и т.п. практически начисто съедают маржу. И в сухом остатке оказывается, что везти товар в белую, уплачивая причитающийся объем пошлин, соразмерно потраченному на авантюру бюджету. Но плюсом вам не придется совершать 100500 сопутствующих махинаций, бояться, что вас кинут ваши партнеры или вообще сдадут с потрохами, жить в страхе перед возможным визитом налоговой, ОБЭП или кого похуже.

А что же таможня?

Таможня может и без наводкок валютного контроля и налоговой устроить темную предпринимателю, который что-то такое протащил. Сейчас акцент смещается на контроль на этапе после выпуска. А на реализацию этого контроля у таможенников остается 3 года с момента выпуска декларации. В это время таможня может запросить у вас документы, касающиеся поставки и даже реализации товара, который вы указывали в декларации. Но бывают и выездные проверки. Таможенная инспекция запросто может приехать к вам на склад и обнаружить, что никаких следов пластиковых стаканчиков там нет, кроме тех, что у вас в кофе-аппарате. Зато склад битком набит той самой электроникой, ввоз которой вы скрыли. Надо ли объяснять, каковы будут последствия?

Всё чаще оказывается, что работать в белую дешевле, как ни крути.