Найти тему
Дорогая редакция

Итак, вы купили NFT. Вот что вы на самом деле купили.

Оглавление

Ответ одновременно и простой и сложный.

Это не то, что ты думаешь.
Это не то, что ты думаешь.

11 марта 2021 года Christie's, 255-летний аукционный дом, сделал международную новость, продав за 69 миллионов долларов токен NFT. Эта сделка превзошла предыдущие громкие продажи блокчейн-арта и вызвала волну обсуждений достоинств и экологических издержек этого относительно нового вида искусства.

Но что именно купил псевдонимный участник торгов Christie's MetaKovan?

Произведение искусства, которое представляет собой NFT - работа Бипла "Everydays: The First 500 Days", которая существует прежде всего в цифровом виде и находится в свободном доступе для просмотра всем желающих. Christie's даже опубликовал ее фотографию в Твиттере. Так что дело не в самом произведении искусства или, по крайней мере, не только в том, что оно было куплено.

Нет, реальность NFT художника - это нечто другое.

Мы попросили компанию, которая майнила данный NFT стоимостью 69 миллионов долларов, объяснить, что здесь происходит. Мы также поговорили с бывшим аудитором смарт-контрактов и художником, изучающим NFT, пытаясь разобраться в том, что на первый взгляд кажется относительно простым вопросом:

Что вы на самом деле покупаете, когда покупаете NFT?

Ответ одновременно и проще, и гораздо сложнее, чем вы можете себе представить.

Все дело в метаданных

Когда люди говорят о владении NFT, они часто описывают это в терминах владения оригинальной картиной. Конечно могут существовать миллионы копий этой картины, висящих по всему миру. Но если вы владеете NFT, то вы владеете оригинальным произведением, подписанным создателем в цифровом формате.

По сути, это аргумент, выдвинутый MakersPlace - компанией, которая и отчеканила, и опубликовала рекордный NFT Бипла, и, как Rarible и Foundation, служит своего рода цифровой галереей, а также магазином NFT.

"Существуют сотни тысяч отпечатков и репродукций Моны Лизы, но поскольку они не являются оригинальной Моной Лизой 1/1, созданной самим да Винчи, они ценятся гораздо меньше", - сказал по электронной почте генеральный директор MakersPlace Дэнни Чу. "Те же принципы применимы к NFT, вы можете скопировать и вставить изображение, но ценность имеет только оригинал, подписанный художником в цифровой форме".

Картина Бипла "Everydays: The First 500 Days" - самый последний и, возможно, самый яркий пример реализации этой идеи на практике.

"Покупатель этого произведения искусства приобретает NFT (non-fungible token), который содержит сам файл цифрового произведения искусства высокого разрешения, а также нестираемую подпись художника и все транзакции, связанные с произведением искусства - по сути, цифровое доказательство подлинности и уникальности", - сказал Чу.

Другими словами, MetaKovan получил кучу метаданных в дополнение к произведению искусства. Оказывается, именно первые могут представлять реальную ценность.

По словам Ли Аззарелло, бывшего аудитора безопасности смарт-контрактов Ethereum и художника, изучающего NFT, это отчасти связано с тем, что сами NFT во многих случаях не содержат собственно произведения искусства - то есть оригинала или копии. Предмет, представленный в NFT - будь то картина, анимация, песня или книга - не всегда может быть закодирован в блокчейне Ethereum.

Часто эти предметы находятся в другом месте.

"То, владельцем чего становится покупатель NFT - это смарт-контракт на блокчейне Ethereum, в котором есть некоторые метаданные", - объяснил он. "И эти метаданные указывают на название работы, более длинное описание этой работы и то, что называется унифицированным идентификатором ресурса.

В стандарте ERC-721 Non-Fungible Token Standard, который описывает в технических терминах, как работают NFT, отмечается, что рассматриваемая ссылка "может указывать на файл JSON", формат, который хранит и переносит данные.

10 марта Foundation отчеканила NFT Grumpy Cat. Два дня спустя этот NFT с известным изображением сварливого кота был продан за 44,20 эфира, что на тот момент стоило около 77 000 долларов.

Вот как эти метаданные стоимостью в десятки тысяч долларов выглядят на практике.

Эти милые метаданные NFT.
Эти милые метаданные NFT.

Или, говоря иначе, Аззарелло сказал, что большинство NFT - это "как направление в музей".

Так где же, продолжая аналогию, находится музей, в котором обычно хранится "оригинальное" искусство, о котором идет речь? В случае многих NFT, как и в случае с "Everydays: The First 500 Days", музей находится где-то в Одноранговой распределенной файловой системе (IPFS). Это протокол, который позволяет создавать "неизменяемые, постоянные связи в транзакциях - маркировать и защищать содержимое без необходимости помещать сами данные в цепочку".

Другими словами, это способ связать файлы с транзакциями блокчейна без необходимости размещать эти файлы на самом блокчейне.

Чу объяснил, что это гарантирует сохранность инвестиций. Так что даже если MakersPlace перестанет платить или закроет бизнес, это не будет означать конец для NFT, которые он создал.

"Поскольку произведения искусства размещаются на децентрализованной файловой системе (IPFS), они находятся на множестве компьютеров и пользователей по всему миру, включая MakersPlace", - сказал Чу. "Если MakersPlace перестанет существовать, до тех пор, пока есть другой онлайновый хост для обслуживания этого файла, файл будет продолжать жить".

Ладно, подведем итоги...

Это возвращает нас к первоначальному вопросу:

Что такое NFT?

Если отбросить технические аспекты, Аззарелло сказал, что, по сути, "это транзакция между несколькими сторонами для согласования прав собственности".

Это право собственности на метаданные, которые указывают на файл - часто в форме ссылки. И этот файл - искусство, связанное с NFT.

Что ставит нас перед другим вопросом:

Являются ли NFT бестолковыми?

"Я не думаю, что это бестолковей, чем такой бизнес, как Christie's", - сказал Аззарелло. "Я думаю, что это техно-утопическое видение - взять такой бизнес, как Christie's, и перенести финансовую организацию этого бизнеса на блокчейн".

А как насчет экологических издержек NFT? По мнению Аззарелло, критики "довольно гиперболизируют свои рассуждения о том, что рынок искусства в одиночку расплавит планету майнингом".

Он указал на сообщение в блоге художника Стерлинга Криспина под названием "NFT и криптоискусство: Небо не падает". Криспин (который, надо отметить, делает NFT) утверждает, в частности, что "внимание - это ограниченный ресурс, а возмущение - это вид внимания. Мы должны направить наши усилия туда, где это действительно важно". По мнению Криспина, на самом деле важны субсидии на ископаемое топливо, угольные электростанции .

Несмотря на это, MakersPlace считает, что NFT предоставляют реальную ценность как для художников, так и для коллекционеров.

"Это движение предлагает возможность взаимодействовать с новым средством создания произведений искусства, новым способом; стать единственным или одним из немногих владельцев желанного цифрового творения; испытать огромную финансовую выгоду на вторичном рынке; и, конечно, поддержать и присоединиться к следующему крупному движению искусства", - добавил Чу.

Он также предлагает покупателям возможность стать владельцами своего собственного куска метаданных - которые, по общему признанию, могут быть довольно важными, - подтвержденных блокчейном Ethereum.

Оценит ли эту возможность тот, кто сейчас сидит в стороне от NFT, - это уже совсем другой вопрос.