Врачи не дают обета работать круглосуточно за копейки и ничего не должны обывателям
Один из самых досадных мифов, прочно закрепившийся в сознании обывателей штамп о том, что все врачи при вступлении в профессию произносят “Клятву Гиппократа”, согласно которой они принимают обет бескорыстного служения людям. Мол дал “страшную” клятву, и всё, обратной дороги нет. “Служа другим расточай себя”. Причем, обязательство “расточать себя” истолковывается односторонне и c потребительским упрощением.
Нет у врачей таких обязательств, и никогда не было! Даже во времена Гиппократа, даже у самого Гиппократа!
Гиппократ, греческий философ и целитель из династии Асклепиадов, жил в V-IV вв. до н.э. Согласно преданию, текст клятвы создан его предком, богом медицины Асклепием (Эскулапом), и на протяжении многих поколений передавался устно внутри семьи. Гиппократ первый, кто записал текст.
Текст “Клятвы” впервые сформулировал несколько основополагающих принципов, которыми должны руководствоваться врачи в своей практике. Важнейшие среди них: милосердие, непричинение вреда, уважение к жизни и обязательство самосовершенствования. Ничего о бескорыстном служении пациентам Гиппократ не говорит. Первая и самая значительная по объёму часть клятвы посвящена обязательствам врача перед своими учителями (и их детьми) и учениками. Согласно Гиппократу, врач обязан быть бескорыстным только по отношению к СВОИМ педагогам и более ни к кому. Кстати, коллег-докторов древнегреческий целитель рассматривал как конкурентов, и кроме профессионального мастерства прославился самыми высоким для своего времени гонорарами.
Этические принципы, заложенные в канонический текст “Клятвы Гиппократа” дополнялись и переосмысливались вслед за развитием общества и медицинской науки. Первыми жертвами христианской цензуры, разумеется стали языческие боги. Но и другие части корпоративной клятвы изменялись весьма существенно. Например, в “Факультетском обещании врача" в Российской Империи, принятом в XIX веке, отношениям врач-пациент отводится совсем мало места. Гораздо меньше, чем обязательству блюсти честь сословия и деонтологии (этическому кодексу отношений с коллегами). Обратите внимание: “помогать страждущим по лучшему моему разумению”, это явно не про “расточать себя” (за бесплатно).
В СССР выпускники медицинских ВУЗов, при получении диплома приносили “Присягу врача Советского Союза”. На смену ей в современной России пришла “Клятва врача Российской Федерации”.
Текст хороший, современный, правильный и немножко декларативный. Ничего не предусматривается за неисполненние “Клятвы”. Где “а если я нарушу…, то пусть меня покарает…”? Советского врача “Присяга” честно и грозно предупреждала об “ответственности перед Народом и Советским государством”. Но и подписав текст времен СССР или современную “Клятву”, врач не принимал обязательства трудиться задаром.
На мой взгляд, больше, чем все “Клятвы” на действия врача влияют два фактора. Первый – “Уголовный кодекс” (есть даже специальный термин – “работа для прокурора”). Второй – институт врачебной репутации. Решения медика несут не только риск для здоровья пациента, но и риск уголовного преследования самого врача. В этом случае, защита от УК и прокурора приходит к врачу не со стороны обывателей-пациентов, а от корпоративной солидарности коллег.
Забудьте навсегда журналистский штамп о “Клятве Гиппократа”, якобы регламентирующей жизнь врача. Значение имеют только “Уголовный кодекс” и корпоративная репутация. Больше врач никому и нечего не должен.
Берегите врачей!
Успехов,
Ваш РПА