Ежедневно, на портале правовой информации, публикуются постановления Правительства, которые вносят изменения в нормы трудового права и федеральные законы. Рассмотрим, какие законодательные акты коснулись индивидуальных предпринимателей, что необходимо соблюдать уже сегодня и какие проверки ждут ИП в будущем.
Как узнать о проверках
Все действия контролирующих органов, которые осуществляют надзорные мероприятия, отражаются в информационной системе «Единый реестр проверок».
На портале пользователи смогут узнать информацию о проверке, а именно:
- учётный номер;
- сведения указанные в распоряжениях и приказах органа государственного контроля;
- сведения, указанные в заключительных актах;
- результаты и выявленные нарушения;
- принятые меры в отношении проверяемого лица.
Также реестр содержит в себе информацию о будущих проверках. Данная функция позволяет узнать о визите контролирующего органа заранее.
Что уже ввели
Роструд контролирует индивидуальных предпринимателей по новым правилам. Соответствующие изменения были введены ПП РФ №1230 от 21.07.2021 года — внесены поправки в трудовой кодекс РФ и акты, которые содержат в себе нормы трудового права. Документ будет действовать до 1 июня 2023 года.
Территориальная служба по труду и занятости присваивает организации категорию риска: высокую, значительную, среднюю или умеренную. От полученного заключения зависит частота надзорных визитов ведомства. Индивидуальный предприниматель вправе обжаловать решение, направив письмо в трудовую инспекцию. Контролирующий орган принимает решение об изменении категории в течение 5 рабочих дней.
Также новые правила надзора коснулись форм проведения контролирующих мероприятий. Теперь инспекционные визиты делятся на:
- профилактические — в качестве информирования, обобщения правоприменительной практики, объявления предостережения, консультирования или профилактики;
- контрольные — в виде рейда, планового осмотра, документарной и выездной проверки длительностью не более 1 рабочего дня.
Служба по труду и занятости будет проверять:
- следование нормам трудового права;
- обеспечение инвалидов доступными рабочими местами и условиями труда.
СОУТ расшифровывается как специальная оценка условий труда — это действия, которые выявляют потенциально вредные и опасные факторы на рабочих местах. По результату СОУТ рабочему месту присваивают класс степени вредности: оптимальный, допустимый, вредный или опасный.
Сотрудники трудовой инспекции вправе не предупреждать работодателей о своих проверках. Инспекторам разрешено использовать аудиозапись, фото- и видеосъёмку в качестве фиксации нарушений.
Индивидуальные предприниматели могут сократить количество проверок контролирующего ведомства. Для этого необходимо принять участие в дистанционном мониторинге. Потребуется периодически отправлять фото-, видео- или аудиофайлы в трудовую инспекцию. Передача данных осуществляется через автоматизированные информационные системы сбора и обработки данных.
Новые проверки от ФСС
С 1 января 2022 года ФСС будет инспектировать индивидуальных предпринимателей по новым камеральным и выездным проверкам. Данные правила внесены изменениями в подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 №255-ФЗ, подп. 9.1 п. 1 ст. 18 №125-ФЗ и №126-ФЗ.
Потребность в новых проверках возникла из-за перехода ФСС на систему прямых выплат.
Ранее предприниматель перечислял взносы в ФСС. После страхового случая выплачивал компенсацию сотруднику, а деньги возмещал из Фонда. Инспектор проверял правильность расчёта пособия и принимал решение о подтверждении расходов страхователя. В случае несоответствия работодатель перечислял в Фонд дополнительные взносы.
Сегодня все субъекты РФ используют систему прямых выплат. Работодатель также перечисляет взносы за больничные и травматизм, но выплаты сотрудник получает напрямую из ФСС. Страхователь только направляет данные о начислении пособия в ведомство. Именно эти представленные сведения будут проверять на полноту и достоверность сотрудники Фонда социального страхования. Результат проверки предприниматель получит в течение пяти дней: лично в руки, письмом или по электронной почте.
Если по результатам проверки будет выявлено нарушение, сотрудник ФСС назначит штраф на возмещение расходов в течение десяти рабочих дней. Столько же времени отводится нарушителю на исполнение законных требований о выплате.
Проверку предоставленных данных будут осуществлять даже после выплаты пособия. В этом случае деньги изымают не только с работодателя, но и с сотрудника. Также застрахованный возместит излишние расходы фонда в том случае, если переплата произошла по его вине.
С учётом нововведений появятся соответствующие штрафные санкции:
- за недостоверные сведения с работодателя взыщут 20% от излишне выплаченных пособий. Сумма должна быть не менее 1000 рублей и не более 5000 рублей;
- за не вовремя поданную информацию — 5000 рублей;
- 200 рублей за каждый непредставленный при проверке документ, подтверждающий достоверность сведений.
Новые внутренние проверки
ИП, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, должны разработать внутренние правила контроля операций с клиентами. Они необходимы для выявления незаконной легализации доходов. Требования к новым правилам установлены ПП 14.07.2021 № 1188 и начинают действовать с 13 января 2022 года.
ИП должен разработать определённые программы, направленные на выявление нарушений, такие как:
- организация внутреннего контроля;
- идентификация клиентов и их представителей;
- изучение клиентов;
- оценка рисков легализации доходов, полученных преступным путём, и управление ими;
- выявление подозрительных сделок и финансовых операций, представление сведений о них;
- применение мер по замораживанию банковского счёта, денежных средств или иного имущества;
- подготовка и обучение кадров в области противодействия легализации незаконно полученных доходов;
- проверка системы, хранение информации и документов внутреннего контроля.
Проверки будут проводиться не реже одного раза в год самостоятельно индивидуальным предпринимателем, уполномоченным лицом или сторонним сотрудником. Информацию о подозрительных клиентах, сделках и операциях необходимо направлять в Росфинмониторинг.
Хранение созданных правил допустимо в бумажном или электронном виде в течение пяти лет. Цифровые документы подписываются электронной подписью. Приобрести такую подпись можно только в аккредитованном удостоверяющем центре.
УЦ «Калуга Астрал» имеет все необходимые лицензии для выпуска «Астрал-ЭТ» и «1С-ЭТП». Данная продукция делает электронные документы юридически значимыми, позволяет подписывать документы в сервисах ЭДО и участвовать в госзакупках.