Найти тему
Четыре Семерки

Black Sabbath. Mob Rules. Копия предшественника или нечто другое?

Оглавление

О том, что музыка на Mob Rules почти ничем не отличается от материала предыдущего успешного Heaven and Hell разговоры ходили с самого начала. Действительно, эти два альбома Black Sabbath довольно похожи.

В своей книге Тони Айомми в весьма простодушном стиле описывает эту ситуацию...

"Так же надо отметить, что хотя большинство отзывов о “Mob Rules” были позитивными, некоторые критики написали: “Это просто вторая часть “Heaven And Hell”.

Всем не угодишь.

“Это просто продолжение того, что вы уже делали раньше.”

“Ну, да, это та же группа!”

“Я понимаю, но звучит, как продолжение вашего предыдущего альбома.”

“Ага, так и есть. это и есть следующий альбом!”

Или, если наоборот начинали: “О, ничего похожего по сравнению с прошлым альбомом.”

“А то, это же другой альбом!”

А что ещё делать было?" ( из книги Тони Айомми "Железный Человек")

И то сказать...Всякий раз слушая Mob Rules я ловил себя на мысли, что как минимум многие песни с альбома имеют как будто своего "двойника" с предыдущей пластинки Sabbath.

 Black Sabbath  с Винни Эпписом.
Black Sabbath с Винни Эпписом.

Turn Up The Night разве не более тусклая копия с Neon Knights? А The Sign Of The Southern Cross не является более мрачным продолжением Heaven and Hell? Over And Over как-то перекликается с такой же завершающей Lonely Is the Word, разве нет? А скоростной боевик для второй стороны пластинки Die Young имеет своего мрачного и злого брата-близнеца в лице, собственно, The Mob Rules.

А поскольку "копия всегда хуже оригинала", то и отношение к Mob Rules должно быть чуть более прохладное, чем к предшественнику?

Или нет?

В 2008-м году у всей четверки, участвующей в создании пластинки было взято интервью для журналиста Брайана Рисмана, отдельные части которого позже использовались для аннотации к ремастеринговой версии альбома Mob Rules, а также в основной статье о группе Heaven and Hell, вышедшей в журнале Goldmine. Статья вышла в мае того же 2008 года. Это очень хороший материал, который проливает свет на многие спорные моменты.

Если попробовать ответить на вопрос из заголовка, то, казалось бы, да - ответ очевиден, потому что сами музыканты высказываются весьма однозначно - Mob Rules - это своего рода брат-близнец, продолжение и своего рода копия предшественника. Ну...пусть не копия, но альбом, сделанный по шаблону с предыдущего.

Судите сами.

Айомми: На предыдущем альбоме пришлось вспахивать землю – новый вокалист, новый альбом, который отличался по звучанию от предыдущего. Mob Rules, честно говоря, был продолжением. В какой-то степени сочинять «Mob Rules» было гораздо легче. Было здорово играть эти песни.

Гизер Батлер при этом добавляет, что считает оба альбома "братьями".

Айомми продолжает:

Аоймми: Мне нравятся оба альбома. Heaven and Hell был для нас большим прыжком с новым вокалистом. Это нелегко. Большинство групп меняют вокалиста, и сложно продолжать. Для нас это был большой риск. Но мы совершили этот прыжок и не разбились. Поэтому Heaven and Hell стал для нас большим достижением и, опять же, Mob Rules был его продолжением. Мне нравятся оба альбома. Они мне близки.

-2

источник изображения

Что говорить, если не только в ответах, но уже в самих вопросах так и сквозит эта тенденция - ставить обе эти пластинки рядом на одну полку, как бы подчеркивая, что это две части одного целого. "Довольно похожи", "братья", "продолжение"...в общем, вроде бы все ясно. Black Sabbath с Дио записали успешный альбом, и логично решили продолжить в том же духе.

Мне кажется, не все так однозначно.

Для меня лично Heaven and Hell и Mob Rules - все же довольно разные альбомы. Первое, что бросается в глаза - Mob Rules куда более мрачный. Он звучит больше как Black Sabbath, в то время как Heaven and Hell ближе к звучанию Rainbow образца 1976 -78 гг.

#black sabbath #mob rules #dio #hard rock #heavy metal

#rock #рок музыка

И вот тут ключевой момент. Не секрет, что в самом начале 80-ых на какое-то время лидером в группе в определенной степени стал Ронни Дио, немного оттеснив с этой позиции и Тони Айомми, и Гизера Батлера. Он очень многое привнес в группу, что определило новое и свежее звучание для Black Sabbath. Но при этом отметил бы, что Дио, при всех своих талантах, безусловной харизме...все таки очень подвержен влияниям других сильных и харизматичных музыкантов. Это можно проследить в некоторых ключевых моментах его карьеры. Покинув Rainbow в начале 1979 года, Ронни не вернулся к звучанию Elf, а стал носителем духа Rainbow образца второго и третьего состава. Дио как губка впитал философию и влияние такой сильной фигуры как Ричи Блэкмор, и в общем то, именно Дио продолжил этот вектор дальше, в то время как сами Rainbow, начиная с 1979 года стали звучать уже по другому. Дио перенес это влияние в музыку Black Sabbath и в этом смысле Heaven and Hell можно считать своего рода продолжением Rising и Long Live Rock and Roll. Не зря Оззи Осборн язвительно отметил, что новый Sabbath звучит "как Rainbow Junior". Несмотря на немалую долю сарказма, тут есть доля правды.

Таким видят современные фанаты визуальный ряд к песне Ledy Evil...

Большое отличие Mob Rules от своего предшественника как раз в том и заключается, что Heaven and Hell - это своего рода продолжение линии Rainbow, с поправкой на исконную тяжесть Black Sabbath, а пластинка 1981 года - это уже начало новой формации, которая со временем даже получила отдельное название. Айомми - Батлер - Дио - Эппис. Эта четверка музыкантов звучит уникально, их звучание можно коротко охарактеризовать как "мрачно - еще мрачнее". Это совершенно другое направление, более жесткое, тяжелое с привкусом инфернальности, его квинтессенцией стал альбом Dehumanizer от 1992 года. Но формироваться это иное звучание начало именно на пластинке Mob Rules.

Тут уже тень Ричи Блэкмора и Rainbow не так заметна, зато появился новый участник - Винни Эппис, и собралось новое сочетание элементов, у которого была своя собственная "химия" взаимодействия. Именно с Винни все альбомы Sabbath получались непередаваемо жесткими и мрачными. Ага, так вот кто виноват! А ведь это был молодой барабанщик, которого взяли на время, пока не вернется Билл Уорд! Жизнь показала, что Винни Эппис - совсем не проходная фигура в этом сочетании, а состав, записавший Mob Rules будет возрожден еще дважды.

Для тех кому не слишком интересны все эти умозрительные построения, а так же для тех, кому лень прочитать полностью интервью в источнике - несколько интересных фактов об альбоме:

* Обложка пластинки представляет собой преобразованную картину, изначально написанную Грегом Хильдебрандтом. Якобы внизу можно найти надпись Ozzy, или, более того - Kill Ozzy. Сами музыканты опровергают подобные слухи. По словам Айомми ничего подобного на обложке нет. Мне когда-то на толкучке удалось подержать в руках винил Mob Rules, но это было давно и в то время я ничего не знал о подобных слухах. Иначе постарался бы разглядеть пластинку более внимательно.

* Композиция E5150 родилась в результате экспериментов Гизера Батлера с новым гитарным синтезатором для баса. Её название получено путем перевода римских цифр в арабские, в результате чего получилось слово EVIL( зло).

* Композиция Mob Rules изначально была написана для культового мультфильма Heavy Metal. Версия для мультфильма была записана в студии Джона Леннона и звучала несколько по другому. Впоследствии продюсер Мартин Берч настоял на том, чтобы перезаписать её заново. Это было сделано для того, чтобы звучание трека не выбивалось из общего звучания пластинки.

* Для меня было интересным узнать, что "звучание скрипки" в The Sign Of The Southern Cross ...таковым не является. Я много лет думал, что музыканты на самом деле пригласили скрипача, но действительность оказалась много интереснее:

Тони Айомми:

"Многие подумали, что это скрипка, но это была гитара. Мне удалось добиться эффекта овердрайва; было у меня такое приспособление, я даже не помню, что это было. Вроде небольшого микшерного пульта. Я сказал Мартину: «Давай быстрее, надо записать, пока эта штука не сгорела» [смеется]. Он был слишком перегружен. Благодаря этому пульту я создал этот звук скрипки и использовал в начале песни “Sign of the Southern Cross”."(с)

источник

На этом сегодня прощаюсь!

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Другие статьи автора:

Saxon. Wheels of Steel. Нержавеющая классика heavy

Black Sabbath. Cross Purposes Live 1995. Один из лучших видео-концертов группы

Роб Хэлфорд спешит на помощь. Как вокалист Judas Priest здорово выручил Black Sabbath

От Black Sabbath к Heaven and Hell.

Почему звучание Rainbow так заметно изменилось в конце 70-ых?