Найти в Дзене
Дизайн.Порт

Принципы Швейцарской типографики – классика современного дизайна

Сегодня дизайн любого успешного продукта во многом строится на принципах Швейцарского или Интернационального стиля. Сами того не замечая, мы сталкиваемся с ним каждый день и уже настолько к нему привыкли, что многие революционные когда-то вещи кажутся нам обыденными и само собой разумеющимися. Разработанные и освоенные еще в середине 20-го века принципы типографики, до сих пор отвечают требованиям современного дизайна и считаются его своеобразной классикой. Расцвет Швейцарской типографики пришелся на послевоенные годы, когда Европа только начинала приходить в себя после разрушительных войн. Швейцария – это уникальная страна, которая в самые сложные годы 20-го века дала возможность многим талантливым художникам и дизайнерам Европы работать и развиваться. Известно, что Швейцария как во время Первой, так и во время Второй мировой войны занимала позицию вооружённого нейтралитета, что позволило ей не только сохранить, но и преумножить свое культурное наследие в различных сферах деятельности
Оглавление

Сегодня дизайн любого успешного продукта во многом строится на принципах Швейцарского или Интернационального стиля. Сами того не замечая, мы сталкиваемся с ним каждый день и уже настолько к нему привыкли, что многие революционные когда-то вещи кажутся нам обыденными и само собой разумеющимися. Разработанные и освоенные еще в середине 20-го века принципы типографики, до сих пор отвечают требованиям современного дизайна и считаются его своеобразной классикой.

Расцвет Швейцарской типографики пришелся на послевоенные годы, когда Европа только начинала приходить в себя после разрушительных войн. Швейцария – это уникальная страна, которая в самые сложные годы 20-го века дала возможность многим талантливым художникам и дизайнерам Европы работать и развиваться. Известно, что Швейцария как во время Первой, так и во время Второй мировой войны занимала позицию вооружённого нейтралитета, что позволило ей не только сохранить, но и преумножить свое культурное наследие в различных сферах деятельности, в том числе и в типографике.

Что же представляет из себя Швейцарская типографика?

Типографика сама по себе – это графический язык понятный и доступный всем, это способ массовой коммуникации между разными людьми, сообществами, народами, между продавцом и покупателем, между художником и зрителем. Мы смотрим на афишу кинофильма и видим там ровно то, что нужно видеть; мы выбираем шампунь, и наше внимание обращено ровно туда, куда его обращает типографика. Тогда, в 20-ом веке в обществе остро ощущалась необходимость в новом способе такой коммуникации. Статичные рукописные плакаты с витиеватыми, сложными шрифтами не отвечали духу времени. Как результат, Швейцарскими типографами был представлен абсолютно новый, убедительный, функциональный и информативный стиль, который быстро стал популярным как в среде дизайнеров, так и в народе. Создателем Швейцарского стиля нельзя назвать кого-то одного, многие европейские типографы были причастны к его формированию и популяризации. В их числе были: Макс Билл, Эмиль Рудер, Ян Чихольд, Йозеф Мюллер-Брокманн, Массимо Виньелли и многие другие.

Типографика Эмиля Рудера
Типографика Эмиля Рудера
Дизайн обложки Массимо Виньелли
Дизайн обложки Массимо Виньелли

Какие же принципы Швейцарского стиля мы до сих пор считаем актуальными?

1. Шрифт как главный инструмент типографики

Шрифт в Швейцарской типографике имеет первостепенное значение. Он несет смысл, он же держит композицию. Во главе угла стает рациональность и экономичность – использование минимума шрифтов для набора всех текстов. Главный принцип: меньше шрифтов – быстрое прочтение текста, а также, в случае с рекламой, больше доверия к предложению. Главной производной Швейцарской типографики становится шрифт, созданный в 1957 году Максом Мидингером и Эдуардом Хоффманом – Helvetica, как квинтэссенция универсальности и простоты.

-4

2. Верстка

Верстка в послевоенные годы претерпевает сильные изменения: на смену выровненному по ширине ровному прямоугольнику текста приходит, так называемый, «флаговый набор» – выравнивание текста по левой стороне. Такая верстка текста повышает скорость чтения, так как строчки становятся короче, и делает продукт типографики дешевле. Ровный, выровненный по ширине страницы или столбца текст было сложно читать, так как расстояние между словами всегда было разным, читающий как бы «спотыкался» об эти пробелы и был вынужден прилагать усилия, чтобы не потерять смысловую линию. Меняется и деление текста на абзацы: вместо сплошного текста, разделенного абзацными отступами, появляется «Швейцарский абзац», благодаря которому текст стало возможным делить на смысловые фрагменты, что позволяло читающему начинать знакомство с информацией с любого места.

3. Сетка – основа верстки

Главное в устройстве модульной сетки для Швейцарского стиля – это явная простота. Эта сетка, то есть ритмично и модульно нанесенные в основу композиции линии, дает возможность типографу грамотно и логично расположить элементы в пространстве листа, чтобы добиться наиболее выразительного результата и использовать минимум средств. Модульной сеткой пользуются все дизайнеры; она не очевидна, не видна читателю, но благодаря ей создается ощущение законченности и доверия к продукту.

-6

4. Контрформа

Контрформа – это, как следует из названия, обратная форма, то есть все то пространство, что окружает форму, повторяет ее очертания и ритм. Основная мысль контрформы в том, что, заполняя собой пространство вокруг фигуры, она сама начинает работать как ее часть. Приверженцы Швейцарского стиля любят использовать этот инструмент, потому что он очень выразителен и притягивает внимание, в этом случае поверхность работает на 100%, оправдывая главные цели типографики: универсальность, информативность, экономичность.

Плакаты Йозефа Мюллера-Брокманна
Плакаты Йозефа Мюллера-Брокманна

5. Один цвет – одна мысль

Приверженцы Швейцарского стиля используют минимум цвета, точнее даже не цвета, а контраста между черно-белым и цветным. Прямые, однозначные, открытые цвета выражают определенную мысль, а чем меньше цветов, тем понятнее и доступнее мысль.

-8

6. Фотография – новая реальность

Швейцарская типографика отрицает какие-либо воплощения реальности, кроме фотографии. Иллюстрации и рисунки не могут дать такой же достоверности, соучастия и объективности, как фотография. Дизайнеры чаще всего используют ее в сочетании с ярким, контрастным цветом, что помогает им наиболее точно донести мысль до зрителя, впечатлить его и убедить.

-9

Швейцарский стиль в дизайне в силу своей простоты и надежности по праву завоевал звание Интернационального. Принципы, сформулированные еще в середине 20-го века, до сих пор остаются актуальными и находят отклик как у дизайнеров, так и у зрителей. Как и все швейцарское, что мы знаем и любим, типографика – это синоним доступности, объективности и универсальности, того что никогда не устаревает и всегда имеет хорошую цену.