Сегодня дизайн любого успешного продукта во многом строится на принципах Швейцарского или Интернационального стиля. Сами того не замечая, мы сталкиваемся с ним каждый день и уже настолько к нему привыкли, что многие революционные когда-то вещи кажутся нам обыденными и само собой разумеющимися. Разработанные и освоенные еще в середине 20-го века принципы типографики, до сих пор отвечают требованиям современного дизайна и считаются его своеобразной классикой.
Расцвет Швейцарской типографики пришелся на послевоенные годы, когда Европа только начинала приходить в себя после разрушительных войн. Швейцария – это уникальная страна, которая в самые сложные годы 20-го века дала возможность многим талантливым художникам и дизайнерам Европы работать и развиваться. Известно, что Швейцария как во время Первой, так и во время Второй мировой войны занимала позицию вооружённого нейтралитета, что позволило ей не только сохранить, но и преумножить свое культурное наследие в различных сферах деятельности, в том числе и в типографике.
Что же представляет из себя Швейцарская типографика?
Типографика сама по себе – это графический язык понятный и доступный всем, это способ массовой коммуникации между разными людьми, сообществами, народами, между продавцом и покупателем, между художником и зрителем. Мы смотрим на афишу кинофильма и видим там ровно то, что нужно видеть; мы выбираем шампунь, и наше внимание обращено ровно туда, куда его обращает типографика. Тогда, в 20-ом веке в обществе остро ощущалась необходимость в новом способе такой коммуникации. Статичные рукописные плакаты с витиеватыми, сложными шрифтами не отвечали духу времени. Как результат, Швейцарскими типографами был представлен абсолютно новый, убедительный, функциональный и информативный стиль, который быстро стал популярным как в среде дизайнеров, так и в народе. Создателем Швейцарского стиля нельзя назвать кого-то одного, многие европейские типографы были причастны к его формированию и популяризации. В их числе были: Макс Билл, Эмиль Рудер, Ян Чихольд, Йозеф Мюллер-Брокманн, Массимо Виньелли и многие другие.
Какие же принципы Швейцарского стиля мы до сих пор считаем актуальными?
1. Шрифт как главный инструмент типографики
Шрифт в Швейцарской типографике имеет первостепенное значение. Он несет смысл, он же держит композицию. Во главе угла стает рациональность и экономичность – использование минимума шрифтов для набора всех текстов. Главный принцип: меньше шрифтов – быстрое прочтение текста, а также, в случае с рекламой, больше доверия к предложению. Главной производной Швейцарской типографики становится шрифт, созданный в 1957 году Максом Мидингером и Эдуардом Хоффманом – Helvetica, как квинтэссенция универсальности и простоты.
2. Верстка
Верстка в послевоенные годы претерпевает сильные изменения: на смену выровненному по ширине ровному прямоугольнику текста приходит, так называемый, «флаговый набор» – выравнивание текста по левой стороне. Такая верстка текста повышает скорость чтения, так как строчки становятся короче, и делает продукт типографики дешевле. Ровный, выровненный по ширине страницы или столбца текст было сложно читать, так как расстояние между словами всегда было разным, читающий как бы «спотыкался» об эти пробелы и был вынужден прилагать усилия, чтобы не потерять смысловую линию. Меняется и деление текста на абзацы: вместо сплошного текста, разделенного абзацными отступами, появляется «Швейцарский абзац», благодаря которому текст стало возможным делить на смысловые фрагменты, что позволяло читающему начинать знакомство с информацией с любого места.
3. Сетка – основа верстки
Главное в устройстве модульной сетки для Швейцарского стиля – это явная простота. Эта сетка, то есть ритмично и модульно нанесенные в основу композиции линии, дает возможность типографу грамотно и логично расположить элементы в пространстве листа, чтобы добиться наиболее выразительного результата и использовать минимум средств. Модульной сеткой пользуются все дизайнеры; она не очевидна, не видна читателю, но благодаря ей создается ощущение законченности и доверия к продукту.
4. Контрформа
Контрформа – это, как следует из названия, обратная форма, то есть все то пространство, что окружает форму, повторяет ее очертания и ритм. Основная мысль контрформы в том, что, заполняя собой пространство вокруг фигуры, она сама начинает работать как ее часть. Приверженцы Швейцарского стиля любят использовать этот инструмент, потому что он очень выразителен и притягивает внимание, в этом случае поверхность работает на 100%, оправдывая главные цели типографики: универсальность, информативность, экономичность.
5. Один цвет – одна мысль
Приверженцы Швейцарского стиля используют минимум цвета, точнее даже не цвета, а контраста между черно-белым и цветным. Прямые, однозначные, открытые цвета выражают определенную мысль, а чем меньше цветов, тем понятнее и доступнее мысль.
6. Фотография – новая реальность
Швейцарская типографика отрицает какие-либо воплощения реальности, кроме фотографии. Иллюстрации и рисунки не могут дать такой же достоверности, соучастия и объективности, как фотография. Дизайнеры чаще всего используют ее в сочетании с ярким, контрастным цветом, что помогает им наиболее точно донести мысль до зрителя, впечатлить его и убедить.
Швейцарский стиль в дизайне в силу своей простоты и надежности по праву завоевал звание Интернационального. Принципы, сформулированные еще в середине 20-го века, до сих пор остаются актуальными и находят отклик как у дизайнеров, так и у зрителей. Как и все швейцарское, что мы знаем и любим, типографика – это синоним доступности, объективности и универсальности, того что никогда не устаревает и всегда имеет хорошую цену.