Найти тему

Выбор исследовательской темы: ОПРЕДЕЛЯЕМ НАШУ ПРОБЛЕМУ

Любая проблема может быть представлена в виде причинно-следственной связи.

Начало: 1 часть, 2 часть.

Источник: https://livrezon.com/publication/vybor-issledovatelskoi-temy-fragment-knigi-a-ryjachkova-i-d-matveeva-kak-napisat-umnuu-knigu
Источник: https://livrezon.com/publication/vybor-issledovatelskoi-temy-fragment-knigi-a-ryjachkova-i-d-matveeva-kak-napisat-umnuu-knigu

А и В в этой схеме — некоторые множества значений. Для того, чтобы не запутаться в этих множествах, необходимы инструменты, которые позволят сузить контекст проблемы. Частично мы уже сделали это (используя схему №9, мы составили таблицу №7), определили группу задачедателей, совершаемые действия и интересующий результат.

Пример №1. Айтишники берутся за проект и в большинстве случаев не доводят его до конца.

Пример №2. Женщины, которым, в силу их профессиональной деятельности, приходится выступать публично, «проваливают» свой доклад.

Пример №3. Родители не справляются с плохим поведением ребенка.

Обратим внимание на следующее: в каждом из этих примеров проведено сужение рассматриваемой группы, но насколько оно оптимально?

Кто такие «айтишники»? Есть программисты-разработчики, а есть менеджеры, функция которых заключается именно в управлении проектом. Соответственно, решение задачи при такой постановке проблемы можно рассматривать как на уровне менеджмента, так и на уровне кода программы.

Во втором примере, говоря о «женщине», мы подразумеваем, что разрабатываемое решение с определенной долей вероятности не будет работать на мужчинах. Тем не менее, проведенное сужение — не максимальное. «Женщина» — она взрослая или молодая? «Выступление» — это музыкальный концерт или презентация международного финансового проекта? В каждом из этих аспектов заложены свои особенности решения проблемы.

В примере №3 мы наблюдаем обратную ситуацию, когда понятие «родители» — это излишняя конкретизация. Что если членом исследуемой группы будет также бабушка ребенка или его воспитатель в детском саду? Разве решение будет отличаться?

До начала исследования ответов на все эти вопросы мы не знаем. Но в зависимости от того, какую формулировку мы возьмем за основу, ход работы будет отличаться.

Итак, определим группу задачедателей следующим образом:

  • Пример №1: «Программист в коммерческой компании».
  • Пример №2: «Женщина, которая регулярно выступает с коммерческими презентациями».
  • Пример №3: «Человек, который воспитывает ребенка».

Далее нам остается зафиксировать наблюдаемую проблему относительно выбранной группы:

  • Пример №1: «Программист в коммерческой компании, которые не справляется с выполнением проекта».
  • Пример №2: «Женщина, которая регулярно выступает с коммерческими презентациями и «проваливает» свое выступление».
  • Пример №3: «Человек, который воспитывает ребенка и у которого не получается справиться с его шалостями».

ВАЖНО: смысл последних формулировок определяет именно группа, перед которой стоит проблема.

Так, нам удалось сформулировать следствие: то есть, проблему, как ее видим мы. Теперь мы переходим к определению классов причин.

ДЕТАЛЬНЫЙ РАЗБОР И УТОЧНЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Чтобы определить, какие решения для нас наиболее перспективны, мы должны посмотреть на нашу проблему как на систему, отследив взаимосвязи между ее элементами на разных уровнях.

-2

1 — Проблема развивается во времени. Поэтому мы обязательно фиксируем точку ее рассмотрения — этап «во время»; период, предшествующий ей — этап «до»; и период, следующий за ней — этап «после».

Относительно публичных выступлений, эта схема будет выглядеть так:

Подготовка к публичному выступлению —> Публичное выступление —> Его последствия или эффект.

2 — В центре рассмотрения находится сама проблема — это тот системный уровень, на котором мы ее и рассматриваем. Соответственно, на этом же уровне находится ряд других систем, аналогичных нашей и взаимодействующих с ней.

Если мы рассматриваем коммерческую фирму, то на одном уровне с ней будут также находится фирмы-поставщики и фирмы-клиенты.

3 — Подсистемы — составные части нашей проблемы. В организации — это ее подразделения: например, отдел продаж, отдел закупок и т.д.

4 — Надсистемы — это влияние внешних объективных факторов. В сфере IT в качестве надсистем могут выступать уже существующие среды и языки программирования.

С помощью данной схемы мы должны проанализировать проблему в попытке установить примерные классы ее причин. Для большей понятности, продолжим разбор примера об айтишниках: в чем же причина невыполнения проектов?

Таблица 8. Системный анализ проблемы.
(Условные обозначения: НС — надсистема; С — система; ПС — подсистема.)

-3
-4
-5

Системный анализ позволяет рассматривать проблему с разных точек зрения. В идеале, каждый из «этажей» этой таблицы должен быть заполнен. Затем остается лишь выбрать наиболее перспективную (в том числе, и в коммерческом плане) тему для изучения.

На пересечениях таблицы №8 мы получаем различные варианты исследовательской задачи, например:

  1. Пересечение С-До: Как оценивать программистов при приеме на работу?
  2. Пересечение НС-До: Каким образом подросток должен обучаться и развиваться, чтобы в будущем стать хорошим программистом?
  3. Пересечение С-После: Список типовых ошибок при выполнении проектов в сфере IT.

Для вас должно быть уже очевидно, что каждая из этих исследовательских тем требует сбора разных данных. ТО ЕСТЬ: при разной постановке проблемы возникают и разные стратегии исследования. Конечно, они будут пересекаться и взаимодополнять друг друга. Тем не менее, на начальном этапе я советую выбирать один контекст, с которым вы и будете работать. В дальнейшем вы будете приходить к новым исследовательским темам естественным путем.

-6

Рыжачков А.А., Матвеев Д.А. Как написать умную книгу? [Электронный ресурс] Обн. 1.1. / А.А. Рыжачков, Д.А. Матвеев. // LIVREZON.RU: Издательство концентрированных знаний «LIVREZON». – LIVREZON.RU – 2019. – Режим доступа: livrezonpublisher.com/shop/product/kak-napisat-umnuyu-knigu. — Глава 5.