Найти тему
МИР (Море История Россия)

Записки Злого Севастопольца. Янычары Германского мира. Часть 2

-2
-3

При развале империи Габсбугов очень многие народы получили или возродили давным-давно утраченную государственность. Мечтали о государственности и украинцы. Не сложилось. Галиция после Первой Мировой отошла Польше. Организация украинских националистов имела вполне конкретные, и достаточно благородные цели: создание украинского государства. Именно поэтому, главным их врагом была…

Да, все верно, Речь Посполита. Учитывая тот факт, что у Германии тоже были претензии Польше, немецкие спецслужбы установили очень тесные взаимоотношения с украинскими националистами. Идея была проста: дестабилизация ситуации в соседнем государстве. На том этапе главным врагом ОУН были поляки.

Правда, сейчас методы этой организации назвали бы экстремистскими, но тогда так было принято. Но, началось все не с Польши, и не с Галиции. Началось все с территории, на которой большинство населения себя (на тот момент) украинцами не считало.

Подкарпатская Русь стала автономией в составе Чехословакии. Большая часть населения этой области украинцами себя тоже не считала, однако, на этой территории существовала украинская диаспора. Подкарпатские русины веками грезили об автономии. Впервые они заговорили об этом еще во время венгерской революции в 1848 году — и формально даже успели ее получить от Венгрии спустя полвека, 26 декабря 1918-го, под названием Русская Краина. Однако в начале 1919-го всю территорию нынешней Закарпатской области Украины заняла армия Чехословакии, и 10 сентября того же года она вошла в состав этого государства.

И, тут, через 20 лет после Первой Мировой, грянул новый передел Европы. Сначала «порвали» Чехословакию. После Мюнхенского соглашения 30 сентября 1938-го, когда Чехословакия сначала потеряла Судетскую область (в пользу Германии) и Тешинский край (в пользу Польши), Прага наконец решилась воплотить автономию Подкарпатской Руси в реальность: 11 октября 1938 года было создано краевое правительство во главе с вождём местных русофилов Андреем Бродием. Русофилами были и большинство министров (7 человек), и только два портфеля получили представители украинских националистов — униатский священник Августин Волошин и депутат парламента Чехословакии Юлий Ревай.

Еще в 1937 году Волошин писал: ««От названия «русин» мы не отрекаемся и не бросаем его. Им назывались наши славные князья в Киеве, и в Галичине, и на Подкарпатье… Но когда мы сегодня на первое место выдвигаем и всегда подчёркиваем название «украинец-украинский», то это делаем для того, чтобы отличить себя от тех, что стали предателями нашего народа и как волки в овечьей шкуре под именем «русины», именем русского народа, именем будто бы русской культуры за венгерские пенгё, польские злотые туманят и продают русин. Украли наше название «русины» и им пользуются в своей Иудиной работе. Поэтому, чтобы обособиться от тех истинных янычар и предателей, мы перестаем употреблять старое наше название «русины», а употребляем наше немного более молодое название «украинцы»».

26 октября 1938 года премьер Подкарпатской Руси Бродий был арестован чехословацкими властями «за государственную измену», а на его место назначен Августин Волошин. На вопрос «На основании какого права арестован глава автономного карпато-русского правительства и на его место назначен человек, к которому большинство населения Подкарпатской Руси не имеет никакого доверия?» замминистра иностранных дел Хуберт Масарик ответил, что руководству Чехословакии пришлось это сделать, потому что им «так было приказано свыше».

После так называемого Первого Венского арбитража 2 ноября 1938 года Чехословакия была вынуждена передать Венгрии юг Словакии, а также значительную часть Подкарпатской Руси — Ужгород, Мукачево и Берегово. 22 ноября парламент Чехословакии принял конституционный закон об автономии Подкарпатской Руси, после чего страна должна была превратиться в федеративное государство чехов, словаков и русинов. Правительство Подкарпатской Руси, в связи с оккупацией венграми Ужгорода, перебралось в Хуст.

В столицу автономии начали прибывать члены ОУН, входившие в военизированную организацию «Карпатская Сечь». Однако, следует обратить внимание на то, что большинство членов этой организации составляли не местные жители, а активисты ОУН, прибывшие из Галичины и даже Буковины. Одним из руководителей «Карпатской Сечи» был небезызвестный Роман Шухевич. Возглавлял эту организацию, на тот момент, Роман Сушко. Роман Сушко являлся ветераном Первой Мировой сражавшимся в армии Австро-Венгрии, бывшим сотником австро-венгерских Сечевых Стрельцов[1]. Во время вторжения войск УНР на территорию бывшей Российской империи, стал командиром 2-й дивизии Сечевых Стрельцов УНР. Он принимал участие в подавлении Январского восстания в Киеве, участвовал во вторжении группы Ю. Тютюнника на территорию УССР в 1921 году с территории Польши и Румынии. Этот человек, действительно боролся за освобождение Украины (но в ее узком смысле), он надеялся, что немецкие штыки принесут свободу его малой родине: Галиции. (Ради интереса, стоит отметить, что в этой организации состоял и дедушка «канадской украинки», министра современной Украины Ульяны Супрун — Иван Юркив).

К этому времени ОУН уже достаточно плотно сотрудничала с Германией, и, фактически уже работала в интересах этого государства, в надежде на то, что Германия окажет содействие в создании украинского государства.

30 декабря 1938 года впервые официально появляется название «Карпатская Украина», до того широко использовавшееся правительством Волошина. Использование названия «Подкарпатская Русь» было запрещено. Фактически, власть в автономии была узурпирована украинским меньшинством. Для «инакомыслящих» были созданы два лагеря.

Организация концентрационных лагерей была поручена земскому управлению жандармерии Подкарпатской Руси, входившему в систему министерства внутренних дел Чехословакии. Их было создано сразу два в районе города Рахов — собственно «Рахов» и «Думен». За колючую проволоку бросали не только оппозиционных общественников, журналистов и литераторов, без суда и следствия туда отправляли и обычных крестьян — только за то, что они выступали против новых властей или казались подозрительным. Неудивительно, что в Подкарпатской Руси было отменено местное самоуправление — избранных населением сельских старост заменили на комиссаров Волошина.

20 января 1939 года на территории Карпатской Украины была запрещена деятельность всех партий, кроме волошинского «Украинского народного объединения» (УНО), принудительно созданного из всех существующих в крае проукраинских партий и групп. В его официальной газете «Новая Свобода» было заявлено, что УНО будет «играть в Карпатской Украине ту же роль, что и национал-социалистическая партия в Германии или фашистская в Италии».В крае были закрыты центры Русского культурно-просветительного общества им. А.В. Духновича (несмотря на то что Волошин был женат на родственнице Духновича, дочери преподавателя Ужгородской гимназии Ирине Петрик), а также все оппозиционные газеты и журналы. Для оставшихся СМИ была введена жёсткая цензура, запрещающая критиковать гитлеровскую Германию и особенно «Майн кампф», которая распространялась по личному распоряжению Волошина. Единственной национальностью, освобождавшейся от тотальной украинизации и «деполитизации», были немцы: «Всем гражданам немецкой народности, несмотря на их государственную принадлежность, разрешено организовываться в «Немецкую партию» на основе национал-социализма… а также носить знаки отличия и знамена со свастикой» (из секретного указания за подписью Августина Волошина, разосланного 2 февраля 1939 года во все структуры власти края).

Выборы «Сойма Карпатской Украины» состоялись 12 февраля 1939 года. За месяц до них УНО выдвинуло единый список из 32 кандидатов, и все они были избраны — ведь список УНО поддержали 92,4% избирателей, принявших участие в голосовании. И 15 марта 1939-го на своем первом (и единственном) заседании в городе Хуст этот Сойм провозгласил независимость Карпатской Украины и выбрал ее президентом Августина Волошина. Фактически, в автономии произошел профашистский переворот. При этом, «автономия» в составе Чехословакии взяла курс на сепаратизм. Сначала велись переговоры с Румынией, затем была предпринята попытка договориться с Венгрией, но последняя решила не церемониться.

14 марта 1939 года Волошин телеграфировал Гитлеру: «Мы провозглашаем независимость Карпатской Украины и просим защиты у Германского рейха. Одновременно информируем вас, что венгерские войска сегодня, в 6 часов, перешли границу вблизи Мукачево…».

Официальная версия гласит, что защищали Карпатскую Украину «сечевики», в ряды которых влились остатки чешских войск и жандармерии. Но есть нюанс. Потери «сечевиков» составили от 15 до 40 убитых и 50 раненых, чехов — от 7 до 20 убитых солдат и жандармов. Потери в венгерских войсках составили 2 (два) человека.

Что произошло? Вновь провозглашенное украинское правительство и его армия (в виде Карпатской Сечи) сначала попытались воевать с прежней властью- чехами. В Хусте начались стычки между малочисленными чешскими войсками и жандармерией и «сечевиками». Во время этих боёв венгерские войска спокойно заняли три села возле Мукачева.

После переговоров Волошина с командующим Восточной группой войск Чехословакии генералом Львом Прхалой армия вернулась в казармы, а «Карпатская Сечь» объявила о своём разоружении. В 21.00 14 марта 1939 года генерал Прхала отдал приказ об эвакуации чехословацких войск и госслужащих с территории Карпатской Украины. Эвакуация проходила в трех направлениях: западном — в Словакию, северном — в Польшу и юго-восточном — в Румынию, то есть именно в этот день Волошин и «Карпатская Сечь» получили фактический контроль над формально подвластной им частью территории Подкарпатской Руси.

Тем временем, венгры продолжали свое продвижение по территории вновь образованной независимой державы. «Карпатская Сечь» смогла оказать сопротивление только в селе Горонда возле Мукачево.

К тому времени Берлин отказал Волошину в поддержке и посоветовал не оказывать сопротивления венгерским войскам, в тот же день венгерское правительство направило в Хуст своего парламентера с предложением разоружиться и мирно войти в состав Королевства Венгрия. Августин Волошин ответил отказом, заявив, что «Карпатская Украина — мирное государство и хочет жить в мире с соседями, но в случае необходимости даст отпор любому агрессору», и объявил всеобщую мобилизацию.

Произошли боевые столкновения сечевиков в городе Виноградово, а также на подступах к Хусту (бой на Красном поле). Насколько были интенсивными эти бои? Сложно сказать. Информации о потерях украинцев в этих боях найти не удалось. Мадьяры потеряли 12 человек. Волошин с соратниками перебрался в Румынию. Создать украинское государство на территории Подкарпатской Руси не получилось. Но, надежда еще теплилась, была еще Польша, а, под польским гнетом томилась родина настоящих украинцев – Галиция.

[1] Национальные украинские вооруженные формирования в составе Австро-Венгерской армии, сражавшиеся против русской армии в Галиции.