Съездить на гастроли в Первопрестольную и не побывать на «НаноЧердаке» – в гостях у Аббата, Иглы и Пули? Это было бы не по-фениксовски.
Сейчас узнаете, где патриархи «Феникса» тусили в ночь накануне «Большой перемены», упражняясь в теории патриотического воспитания подрастающего поколения – по Нику (он же «Ум Умовский» и «Аббат» – апологет «уличного богословия»).
Куда Виктор Цой – туда и мы
«НаноЧердак» оказался мансардой офисного здания в центре Москвы. Где-то поблизости есть почти такая же котельная, как та, в топку которой подбрасывал уголёк лично Виктор Цой.
А это значит, что и чердачок московские друзья клуба «Феникс» облюбовали не абы какой, а, вполне вероятно, тот самый.
Впрочем, место это окутано такой таинственностью, что консьерж на первом этаже ни в какую не хотел пускать делегатов «Феникса» вверх по лестнице и уверял, что мы заблудились.
«Православные рокеры? Нет, тут таких и никогда не было».
Однако рокеры нашлись. За железной дверью, обитой изнутри ватным одеялом.
Это члены православной рок-группы «Северный крест», последователи игумена Сергия (Юрия Рыбко), который стал одним из первых российских рокеров, посвящённых в сан, и чуть ли не первым священником Русской православной церкви, который начал проповедовать среди хиппи и панков.
За что Патриарх Алексий II наградил его премией «Обретённое поколение».
Так что историю свою «Северный крест» ведёт из храма в Бибиреве, где в нулевых окормлялись московские рокеры.
Ведь отец Сергий и идеолог «Северного креста» Ник по прозвищу Аббат в молодости вместе хипповали. Поэтому когда отец Сергий, уже будучи настоятелем храма в Бибиреве узнал, что у Ника в подвале на метро «Аэропорт» создан молодёжный рок-клуб, то позвал его заниматься миссионерством вместе.
Потом группа «Северный крест» нашла себе приют при храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, настоятелем которого в 2016-2018 годах был нынешний Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). По благословению отца Никона там образовался молодёжный культурный центр, ведомый нашими православными рокерами.
Однако прихожане этого храма с недавних пор вдруг стали нетерпимы к неформалам и выставили «Северный крест» за дверь.
«О чём, зайчик, плачешь? – А как мне не плакать…»
«Они сказали, что мы бомжи, алкаши, рокеры какие-то непонятные, которым не место возле них, - рассказывает Пуля Пулькина. – Я сначала не верила, что христианки могут за нашей спиной такое про нас говорить. А потом сама убедилась.
А ещё увидела, как эти прихожанки не только с нами, а даже с отцом Никоном разговаривают (это такое неуважение к священнику!). Он пытался за нас заступиться, но они и ему слова вставить не давали!
Мы им объясняли, что мы учимся в Российском православном университете, я показывала им своё удостоверение, что я работаю при православном молодёжном культурном центре… А они нам сказали, что они сами такие же бумажки хоть сейчас себе нарисуют…»
«В общем, кончилось тем, что они провели собрание прихожан, на которое обещали нас пригласить, но не пригласили. И без нас приняли там решение, что никаких рокеров, «бомжей» и «наркоманов» у них при храме быть не должно. И мы теперь вынуждены всю аппаратуру хранить кто где у себя в квартирах. А ведь это огромные колонки, буферы…»
Взвейтесь кострами?
«После такого одна моя половина чуть не возненавидела Русскую православную церковь, - призналась Пуля. - Нет, я понимаю, что Церковь – это тело Христово, и я её за это люблю. Я люблю отца Марка из Псково-Печерского монастыря, я люблю отца Андроника, я положительно отношусь к отцу Сергию, с которым мы 12 лет вместе работали. Но мне не нравится общая тенденция, когда Русская православная церковь превращается в некое подобие закрытой секты, члены которой решают, кого они туда примут, а кого – нет».
«Для них вся современная молодёжь – это какие-то наркоманы и алкоголики, а если ещё и рокеры – то стопудово «сатанисты», которых ни в коем случае нельзя пускать в принадлежащие церкви помещения. В Русской православной церкви теперь почему-то всё решают люди, которые, как фарисеи, сидят у входа в рай, и говорят: «А вот вас мы туда не пустим!»
«Мне это напоминает моё пионерское детство, - говорит Пуля. – Когда тебя, «неправильную», чихвостят на собрании слишком «правильные». Этих «правильных» всего несколько человек, но они занимают огромные помещения, а мы собирали по 100, 300 человек на одной тусовке, но нам помещений не дают. Но при этом чуть что – начинают нас прессовать: «А ваши подопечные причащаться ходят?»
«Нет, ну давайте сначала проявим любовь к людям, заботу, а потом они, может быть, сами потихонечку в церковь потянутся. Зачем устраивать им этот совок с обязательными церемониями?»
Бери шинель, пошли домой
«Теперь если при храмах кому из молодёжи и можно собираться – так это только спортсменам-рукопашникам. Это называется «военно-патриотическое воспитание». Я не понимаю, у нас православные к войне, что ли, готовятся? – удивляется Пуля. - Почему они агрессивные-то все такие стали? А ведь учение Христа – это высшее знание, которое надо обязательно до людей доносить. Но просто какими-то другими методами, а не так, как современная церковь это делает…»
Архимандрит Марк ответил на это цитатой из Священного писания: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их».
И пояснил:
- Это потому, что когда у молодого человека в руках автомат – с ним всё более или менее понятно, за кого он и против чего. А когда у него в руках гитара – всё намного сложнее. Конечно, должно быть не только военно-патриотическое воспитание, но и литературно-патриотическое, музыкально-патриотическое! Молодёжи нужна не только проза, но и поэзия, не только русская народная культура, но и общепризнанные шедевры современной мировой!
Молодёжь любит рок – почему бы церкви не поспособствовать её культурному развитию в этом музыкальном направлении? Ведь сейчас как? Приходят молодые люди в храм и оказываются в чуждой для них эстетической обстановке: они видят эти старинные предметы, слышат непонятные им песнопения – и не понимают, как им встроиться в эту непривычную для них реальность.
А если в церкви их ещё к тому же встречает воинственный консерватизм, то это отшибает у молодых людей всякую охоту к воцерковлению...
- Такое впечатление, что кто-то как будто специально отводит детей от самого важного – от высшего учения о любви, которое принёс на землю Христос, – добавила Пуля. - Или это специально нам ниспослано такое испытание, чтобы выявить самых верных?
Ещё раз о любви
- Например, у нас на районе в молодёжном центре растут панки, - подхватил Аббат Ник. - Они все как один – наркоманы и алкоголики, короче, аморалы. Их спасает только то, что они рисуют на руках кресты и с этими крестами приходят в нашу тусовку.
- Оказывается, чтобы чересчур не бухать, когда прёт, они прикладывают к *** иконы. И их отпускает. Ну что поделаешь, если их никто не научил, как правильно молиться.
Так вот, когда правильные православные панки об этом узнали, то стали шить им компромат и тягать этих аморалов к отцу Сергию за святотатство. А те просто не умели по-другому…
- Да они потом прощения просили, - перебивает Пуля. – Потому что я провела с ними беседу.
- Вот за что я люблю Пулю, Иглу, Ника и всех вас, - умилился архимандрит Марк. – Вы проповедуете слово Христово в такой токсичной среде, куда другие даже сунуться бояться. Ведь никто же кроме вас не идёт в эти панковские тусовки, а вы идёте…
- Это называется «уличное богословие», - напомнил Аббат Ник.
- Чего хочет молодёжь? Услышать о любви, потому что никто с ними не разговаривает о любви, - говорит он. - И вот они идут в храм, чтобы встретиться с Богом, который и есть любовь. А что они там встречают? Клановую систему, которая группируется вокруг священника и отторгает всех инакомыслящих! Эта система пытается молодых людей напрягать, а не нужно их напрягать, когда они ищут Бога.
- Всё равно надо идти в храм, - возразил отец Марк. – Воспитанники клуба «Феникс» часто ходят в церковь и сами поют на клиросе… Хотя у нас в «Фениксе» для них никаких запретов нет: хочешь – занимайся балетом, а хочешь – брейком.
- Ваш клуб «Феникс» - это и есть храм для детей, - вдруг сказал Пуля.
- На улице проще говорить с молодёжью о любви, - продолжал спорить Ник Аббат. - Правда, полиция теперь не разрешает людям собираться и говорить о Боге, потому что ковид и всё такое. Но мы всё равно проповедуем. Ведь у современной молодёжи теперь такая проблематика: им надлежит остановить Третью Мировую войну, как это уже было во время Карибского кризиса.
- ?
- А вы думаете, почему тогда не началась война? Да потому что молодёжь всего мира взяла в руки гитары и направила в небеса песни о любви! Но для этого молодёжи нужна творческая свобода!
Дайте ей вздохнуть, как в клубе «Феникс»!
***
Разговор о любви завершился небольшим концертом, после которого президент «Феникса» Александр Бушуев пригласил «Северный крест» в Печоры, а также официально попросил у членов этой рок-группы разрешения разучивать их песни с детьми на занятиях в клубе.
Православные рокеры московского «НаноЧердака» с благодарностью согласились. А Ник Аббат ещё и подарил «Фениксу» новую дефиницию, которая наверняка войдёт в будущие учебники по музыкально-патриотическому воспитанию:
- Православный рок, - сказал он. – Это хлыст в руках у Христа, когда он переворачивал столы торговцев в Соломоновом храме!
В публикации использованы фотографии из группы "Северный крест" "ВКонтакте"