Феминизм в России как общественное движение начал складываться в середине XIX века. Их задачами были изначально предоставление доступа к оплачиваемому труду и образованию, позже к этому добавилась задача добиться права избирать и быть избранными. Большинство задач женское движение смогло выполнить спустя пол века после февральской революции 1917 года добившись избирательных прав, и после октябрьской, проведение ряда реформ
При всем этом советская власть была против феминистического женского движения, считая его буржуазным, считая свой проект эмансипации женщин в интересах государства более важной задачей, но этот проект проблемы женщин не решил. И именно эти проблемы были на повестке нового феминистического движения считавшимся диссидентским
Понятия «феминизм» и «женское движение»
В истории и социологии существуют различные подходы к определению понятий «феминистское» и «женское движение» и взаимоотношений между ними. В исследованиях, посвящённых России, в основном, используется подход, при котором феминистские движения рассматриваются как одна из разновидностей или сегментов женских движений. Под женскими движениями в таком подходе понимаются движения, которые мобилизуют женщин в качестве женщин — то есть обращаются к женщинам как к своей аудитории и потенциальным сторонницам. Политические или социальные цели женских движений могут быть различными и необязательно связаны с женской эмансипацией или борьбой за гендерное равенство (как, например, в случае женских демократических, антивоенных или антирасистских движений). Под феминистскими движениями исследователи понимают движения, которые ставят своей целью преодоление подчинения женщин мужчинам. Феминистские движения опираются на феминистскую теорию, идеологию и практики. Некоторые из этих движений сами называют себя феминистскими, другие движения или их отдельные участницы в силу различных причин избегают использовать это слово. Однако основным критерием для отнесения того или иного движения к феминистским в научной литературе считается в первую очередь его ориентированность на преодоление гендерной иерархии и изменение социального положения женщин. Как отмечают исследователи, провести чёткую границу между феминистскими и прочими женскими движениями часто оказывается сложно. В случае дореволюционного женского движения в России некоторые авторы определяют женское движение как феминистское с самого момента его зарождения в середине XIX века, другие же считают, что о складывании собственно феминистской идеологии можно говорить только с конца 1880-х — начала 1890-х годов.
Ленинградский феминизм
Независимое женское движение вновь зародилось в СССР в конце 1970-х, когда вышел альманах «Женщина и Россия». Его редакторами были Татьяна Горичева, Наталия Малахова. Позднее, в 1980—1982 годах, команда альманаха издавала журнал «Мария» и основала одноимённый женский клуб.
Феминистские диссидентские журналы были посвящены замалчиваемым в советском обществе проблемам и делали особый акцент на положении женщин: они освещали психологические проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, проблемы семей, неравное участие отца и матери в воспитании детей, неполные семьи, аборты, изнасилование положение женщин в тюрьме и бездомных женщин и пр. Многих советских диссиденток-феминисток отличала приверженность христианским ценностям, так что некоторые авторы называют это движение христианским феминизмом. В действительности, когда христианская направленность клуба «Мария» стала очевидна, часть женщин, не готовых поддерживать его религиозную ориентацию, вышли из клуба и основали собственный журнал «Далёкие-близкие» (по другим данным — «Далёкое и близкое»), в то же время продолжая сотрудничать с «Марией».
В диссидентском движении реакции на первые феминистские издания были разными: от заинтересованных и сочувственных до недоумённых и насмешливых. Многие утверждали, что «женское движение в России невозможно и не нужно». На Западе, по свидетельству одной из участниц альманаха «Женщина и Россия» Юлии Вознесенской, первые его выпуски имели огромный успех, что заставило многих диссидентов пересмотреть своё отношение к альманаху и женскому движению в целом.
Советские феминистки подвергались преследованиям со стороны КГБ, макеты и тиражи журналов изымались, многим участницам феминистского самиздата угрожали отнять детей, принуждали эмигрировать
Современный феминизм
В начале XXI века в России феминизм как движение представлен некоторым числом активистов, убеждения которых различаются от либеральных до радикальных. Существует несколько региональных групп и групп поддержки или убежищ (шелтеров), заявляющих о ведении реальной деятельности и оказании помощи женщинам. Феминистки присутствовали на ряде массовых мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге. Практически все активисты и группы, о которых известно, как минимум, ведут часть своей деятельности в сети Интернет, в социальных сетях и на блог-платформах. Чаще же виртуальная деятельность является для них основной или единственной.
В 2012 году группой депутатов ГД во главе с заместителем председателя комитета по делам СНГ Татьяной Мвскальковой был разработан проект Закона «О срочной военной службе для женщин», однако он не был принят.