В сентябре 1994 года у погранзаставы со звучным наименованием званием Кеврон развернулись трагикомичные события, послужившие прологом к переломному моменту в наведении порядка на таджикско-афганской границе на Памире, в период гражданской войны в Таджикистане. Но обо всем по порядку.
В прошлой части своего повествования я рассказал о своих лихорадочных метаниях вдоль берега Пянджа в поисках древнего и загадочного города Карон, не так давно обнаруженного таджикским археологами и превращенного в достаточно странный туристический аттрактор, который никто не посещает, ну кроме разве что высоких гостей на вертолете.
На этом участке Памирского тракта, проходящего безальтернативной ниточкой от Калаи-Хумба до Хорога, между кишлаками Рузвай и Кеврон других достопримечательностей нет. Если конечно не считать места боя российских пограничников с боевиками 8 сентября 1994 года у переправы напротив афганского Джавайского ущелья, пограничных укреплений и прекрасных видов на долину Пянджа (все ссылки в конце).
Следующее место, связанное с историей противостояния на Памире в 1990-е годы прошлого века будет уже в самом кишлаке со звучным названием Кеврон. Это одноименная пограничная застава относилась сначала к Хорогскому (Калай-Хумбская комендатура), а с конца 1994 года к Калай-Хумбскому пограничному отряду и была расположена на верхней окраине кишлака. Именно здесь развернулись трагикомичные события, послужившие прологом к переломному моменту в наведении порядка на таджикско-афганской границе в сентябре 1994 года в период гражданской войны в Таджикистане.
Сейчас главная "магистраль", связывающая кишлаки на афганской стороне проходит поверху через небольшое плато с расположенным там аэродромом "Дарвоз", но многие предпочитают ездить внизу, экономя горючее на подъеме. От аэродрома осталось одно название. Он представляет собой заброшенную грунтовую ВПП посереди наделов афганских крестьян с бетонным пятачком "вертолетки" на одном из концов. Раньше туда могли садиться "курузники".
Кишлак Кеврон расположен на высоте от 1250 м над уровнем моря и в настоящее время является вторым по величине кишлаком Дарвазского района Горно-Бадахшанской автономной области, после Калай-Хумба. Население составляет 1129 человек, говорит оно в основном на архаичном дарвазском диалекте таджикского языка, сохранившем особенности классического персидского языка IX-XIV вв. Климат в районе кишлака сухой семиаридный, умеренных широт, с прохладной зимой. Основные занятия населения: земледелие, скотоводство, торговля. Ширина Пянджа здесь до 75 метров, а глубина местами достигает 2 метров. Контрабандисты для переправы в основном использовали резиновые лодки и камеры, а в межень в определенных местах Пяндж можно перейти в брод.
Афганский аэродром "Дарвоз" на плато справа даже не угадывается, но хорошо видны две дороги на кишлак Занг: верхняя и нижняя. На старых советских топографических картах отмечено что все плато которое мы с вами видим занято плантациями: Сундак, Булхудо, Рогшак, но что на них выращивают, не уточняется ;-)
В тот раз я не снимал заставу, т.к. она являлась действующим объектом да и мне, потерявшему время в поисках Карона, было не до нее. К заставе я вернулся через месяц, проследовав уже в обратном направлении из Хорога на Калай-Хумб. Тогда мне удалось без фанатизма сделать несколько кадров "из окна вагона". Смешав их с историческими фото (ссылки в конце) можно получить кое-какое общее представление о заставе. К сожалению, большинство фото датированы лишь приблизительно.
Год основания заставы Кеврон остался для меня неизвестен. Вполне возможно, что возникла она еще в ранний период обустройства границы СССР в 1930-е годы. Как и положено ее расположили на небольшой высоте за пределами населенного пункта у Памирского тракта. Однако с течением времени кишлак Кеврон сильно разросся, охватив заставу со всех сторон, и ее местоположение в обострившейся обстановке гражданской войны стало крайне невыгодным с точки зрения самообороны. Противник теперь был не только по ту сторону Пянджа, но и вокруг.
Застава Кеврон в период гражданской войны в Таджикистане дважды вошла в историю противостояния российских пограничников и боевиков из отрядов самообороны Бадахшана и оппозиции. Причем это противостояние было связано с такими одиозными личностями как Алеш Горатый и Хаттаб.
Крайне неудачное расположение заставы в населенном пункте не позволяло эффективно выполнять возложенные на нее обязанности по остановке и досмотру снующих туда-сюда по памирскому тракту колонн боевиков. Обычно это делалось методом выкатки старого БТР-60 ПБ с бортовым номером 612 из ворот заставы и блокирования им Памирского тракта перед идущей колонной, но в случае обострения ситуации в процессе досмотра численно превосходящего вооруженного противника ни о какой обороне заставы речи быть не могло.
Враг буквально стоял у ворот и российские пограничники мгновенно становились заложниками ситуации. Срочники из числа таджиков просто опускали, а затем и сдавали оружие по первому требованию боевиков, БТР превращался в хорошую мишень, какого-либо предполья не существовало. Оказать огневую поддержку заставе из приданного тяжелого вооружения ЗУ-23 на ПБО и СПГ-9 на посту "Вершина", где тогда в качестве усиления базировался взвод Казбата, и при этом не пострелять своих и гражданских в кишлаке было невозможно. Сектор обстрела с ПБО на Памирский тракт перед фронтом заставы закрывали ее постройки, дувал и деревья. К этому добавлялась чехарда с приказами из Калай-Хумбской комендатуры досматривать/не досматривать боевиков. Весь этот комплекс причин привел к тому, что два офицера заставы были не в состоянии обеспечить ее оборону при досмотре, а потом и вовсе попали в трагикомическую ситуацию.
Эту историю очень подробно расписал в своих воспоминаниях "Исповедь интернационального комбата" Алексей Володин, на тот момент командир Казбата (казахского подразделения интернациональных сил усиления границы). Не буду здесь воспроизводить этот эпический текст, ограничусь только кратким его изложением. Кому интересно прочитаете по ссылке в конце полную версию.
Примечательно здесь то, что история противостояния лейтенанта и "генерала" на Кевроне оказалось относительно хорошо визуально документирована со стороны боевиков и я ее, с имеющимися на тот момент лакунами и неточностями уже касался два года тому назад (ссылка в конце), когда еще не знал, что она про Кеврон. Сейчас появилась возможность дать некоторую хронологию, персоналии, дополнения, исправить неточности и изложить канву событий в определенной последовательности.
Итак, прологом к знаменитому бою в Висхарвском ущелье 28 сентября 1994 года послужил захват за несколько дней до этого 25 (?) сентября заставы Кеврон полевым командиром, хорогским авторитетом, нарокбароном, а ныне национальным героем Алешем Горбатым, в миру Абдуламоном Аембековым. Кратковременно и чисто символически в плену оказался ВРИО начальника заставы старший лейтенант Игорь Безвесельный, а личный состав заставы был разоружен.
Вот как это было. Алеш Горбатый следовал из Хорога на встречу с лидерами оппозиции в Калай-Хумб, предварительно лично поставив в известность командование Хорогского погранотряда о времени своего движения и составе отряда. Командование отряда как обычно дало добро, но потом на все посты по пути его следования поступила команда колонну Горбатого останавливать, опрашивать, а при необходимости досматривать. Как можно было силами тогдашней пограничной заставы досмотреть десятка три хорошо вооруженных боевиков с КПВТ в кузове КАМАЗа не уточнялось.
Изрядно истрепав себе и без того расшатанные нервы Алеш Горбатый на финальной стадии пути прибыл в Кеврон и увидел преграждающий дорогу перед воротами заставы легендарный БТР. Опрашивать его в 135-ый раз вышел молоденький лейтенант в сопровождении солдат-таджиков. А на дувале заставы собралась толпа зрителей-срочников поглазеть на известного полевого командира как на какое-то экзотичное животное.
Лешу это выбесило окончательно и его боевики по команде разоружили и загнали весь личный состав как баранов в пустующий бассейн на территории заставы, вместе с пришедшим "поглазеть на Леху" с ПБО командиром взвода Казбата Виктором Дмитришеном. Алеш объявил заставу захваченной и потребовал убрать БТР с дороги, но старая техника все никак не хотела заводиться, страсти накалялись.
Именно этот эпизод остался запечатленным на видеозаписи боевиков. Смотреть с 10:49. Осторожно, много ругани.
На видео запечатлены все главные действующие лица: ВРИО начальника заставы Кеврон старший лейтенант Игорь Безвесельный; Алеш Горбатый (он хорошо опознается по маленькому росту); «липовый» генерал в бурке – наркобарыга Водишь, умер от передоза в 1999 году; мелькает при рукопожатии и справедливо недоумевает от происходящего Холбашев Холбаш (в камуфляже и тельняшке), тогда командир рушанских боевиков, в будущем комендант Рушанской комендатуры пограничных войск РТ. Впоследствии много хорошего сделал для охраны границы. Сейчас один из руководителей таджикских погранвойск, генерал.
В этой ситуации Игорю Безвесельному ничего не оставалось делать, как убрать БТР с дороги и пропустить колонну боевиков. Оружие пограничникам, тем не менее, вернули. Через несколько километров колонну боевиков остановили в очередной раз на временном посту у Джавайского ущелья. Командовал постом замполит заставы Кеврон Константин Селюк, позиция в этот раз была выгодная, вооружение мощным, да и бойцы были русскоязычные с заставы и Казбата, не было только связи. Здесь боевики вели себя смирно и прошли обязательную процедуру опроса и досмотра. О происшествии на заставе пограничники не знали.
Нужно ли говорить, что виноватым во всем случившемся командование сделало лейтенанта Безвесельного, а об Алеше Горбуне в народ пошла легенда, что он без единого выстрела берет пограничные заставы. Но это было только начало всех злоключений.
Сбор лидеров боевиков в Калай-Хумбе заканчивался вечером 28 сентября и они начали разъезжаться. Колонна полевого командира Хакима на семи-восьми 130-х ЗИЛах в составе около 200 человек боевиков, с попутными гражданскими и пленными МОРТовцами отправилась в сторону Хорога, где на полдороги боевики намеревались уйти в Афганистан. При выдвижении из Калай-Хумба они устроили традиционную стрельбу в воздух и зачем-то обстреляли ворота пограничной комендатуры. ИО коменданта майор Комаров принял решение задержать колонну на заставе Кеврон до прибытия резерва комендатуры.
Лейтенанты Безвесельный с Селюком еще не успели оценить обстановку, а часовой заставы уже доложил, что видит колонну. Лейтенанты сработали по старинке, вновь выгнав БТР-60ПБ из ворот заставы, перегородив им дорогу, и подняли заставу «К бою».
Боевики остановились, спешились и блокировали заставу по периметру. К воротам заставы вышел араб-наемник - достаточно молодой мужик, с покалеченной рукой в черной перчатке. Тогда его и окрестили «черная рука», или «черный араб», а в недалеком будущем в России его узнают под именем Хаттаб. На переговоры вышел лейтенант Селюк, замполит заставы.
На требование открыть проезд, Селюк ответил отказом и в завязавшейся драке был разоружен и избит боевиками. Ситуацию спасли старослужащие и прибежавшее с ПБО отделение с Казбата во главе с офицером, заставу от захвата в этот раз удалось отстоять, но лейтенанта Селюка Хаттаб объявил заложником.
На заставе кроме захваченного замполита в этот раз находилось еще четыре офицера, но силы были явно не равны. С комендатуры поступила команда… принимать бой. Тем не менее, лейтенант Безвесельный взвесив все за и против и переговорив с Хаттабом приказал убрать БТР с дороги в обмен на заложника и его оружие. Селюка толкнули к воротам, а следом за ним бросили и его АКС. БТР уполз задом в ворота заставы и колонна боевиков поднимая клубы пыли двинулась в сторону Хорога.
На посту Вишхорв боевиков поджидала отлично обученная, вооруженная и готовая к бою стрелковая рота Казбата, но связи с Кевроном у нее не было, а боевики предусмотрительно вели себя очень вежливо. Как обычно переговорив с боевиками их пропустили дальше.
В это время с заставы Кеврон в погоню за боевиками устремились на ГАЗ-66 и гражданском ЗИЛ-130 десяток русских пограничников и почти весь состав взвода Казбата с ПБО с четырьмя офицерами, всего 28 человек. Все они под командованием лейтенанта Селюка после уже двойного позора жаждали реванша. Да и приказ задержать ведь никто не отменял. На посту Вишхорв к ним присоединились еще два пеших взвода Казбата. Замыкала эту кавалькаду колонна резерва комендатуры из Калай-Хумба во главе с комендантом майором Михеевым. К тому времени он уже понял, что лейтенантов надо спасать…
Боевиков ГАЗ-66 нагнал в устье Висхарвского ущелья где они общались с бандой могущественного Джумы, контролирующего ущелье, и готовились к прохождению заминированного моста. Стоит ли говорить, что никаких переговоров больше не было. Колонна была сожжена, а боевики частью уничтожены, частью рассеяны, пленные освобождены. На успевших перейти мост машинах удрали Хаким, Хаттаб и чуть не попавший под раздачу затесавшийся в колонну на своей «буханке» Алеш Горбатый.
Впоследствии Алеш еще два раза проезжал через Кеврон и безропотно сносил все проверки, засунув гордость в одно место. Через два месяца Алеш Горбун будет убит в Хороге взрывом радиоуправляемой мины. Убийц до сих пор не нашли. В том бою у Висхарва по недоразумению под раздачу попала и банда Джумы. Больше про него не слышали. Судьбу Хакима я не знаю, ну а посмертное фото Хаттаба, надеюсь, видели все.
Работавшая по этому случаю комиссия признала, что боевики первые открыли огонь, лейтенанты Кеврона были реабилитированы. В конце года на базе Калай-Хумбской комендатуры был создан одноименный погранотряд, а бой в Висхарвском ущелье и поражение «вовчиков» на фронте под Тавильдарой положили начало перелому в деле контроля над границей и последующего примирения сторон в гражданском конфликте в Таджикистане.
Источники:
1. Володин А.А. Исповедь интернационального комбата
2. Степичев С. Рассказы о границе
3. Группа в ОК. Кишлак Кеврон. В/ч 2022 (фото)
Другие мои репортажи на эту тему:
1. Бой у Джавайского ущелья
2. Пограничные укрепления напротив Джавайского ущелья
3. Лейтенант против генерала (ценные комментарии от участников событий)
4. Годовщина гибели Алеша-Горбуна
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые репортажи.