Найти в Дзене
Maryana Nabi

Разделение властей и система сдержек и противовесов

Идея разделения властей начинается с мысли, что власть не может быть концентрирована в одних руках, поскольку существует риск её злоупотребления. Впервые высказали такое опасение еще в античные времена Платон и Аристотель, после которых проблема концентрации власти существовала лишь в контексте соотношения полномочий между духовной и светской властью в Средневековье. Первым мыслителем, который наметил какое-то решение этой проблемы, был Джон Локк — английский философ XVII века. Локк известен как автор многих фундаментальных трудов, но в связи с нашей проблематикой мы поговорим о двух его работах. Первая работа называется «Два трактата о правлении», в ней Локк проявляет себя сугубо как политический мыслитель. Вторая же работа, «Опыты о человеческом разумении», отождествляется скорее с гносеологией, с теорией познания. Тем не менее, эти два направления его мысли связаны друг с другом, и мы попробуем показать, как происходит переход от теории познании к философии политики. В «Опытах о чел

Идея разделения властей начинается с мысли, что власть не может быть концентрирована в одних руках, поскольку существует риск её злоупотребления. Впервые высказали такое опасение еще в античные времена Платон и Аристотель, после которых проблема концентрации власти существовала лишь в контексте соотношения полномочий между духовной и светской властью в Средневековье. Первым мыслителем, который наметил какое-то решение этой проблемы, был Джон Локк — английский философ XVII века. Локк известен как автор многих фундаментальных трудов, но в связи с нашей проблематикой мы поговорим о двух его работах.

Первая работа называется «Два трактата о правлении», в ней Локк проявляет себя сугубо как политический мыслитель. Вторая же работа, «Опыты о человеческом разумении», отождествляется скорее с гносеологией, с теорией познания. Тем не менее, эти два направления его мысли связаны друг с другом, и мы попробуем показать, как происходит переход от теории познании к философии политики. В «Опытах о человеческом разумении» Локк размышляет о том, что у человека нет врожденных идей, что опыт – единственный источник получения знания. Отсюда он формулирует свою знаменитую идею – Tabula rasa, которую переводят как «чистая доска». Метафору чистой доски Локк использует для того, чтобы показать, что человеческий разум, изначально как чистая доска, на которой ничего не записано, и только с приобретением человеком опыта на ней появляется какая-то информация. Отсюда логику рассуждения можно перенести из теории познания в политическую философию: если нет такого человека и принципиально быть не может, кто вобрал бы в себя весь возможный опыт и все накопленные человечеством знания, то из этого следует, что также и не может быть такого человека, которого возможно было наделить абсолютной полнотой власти.

Об этом Локк размышляет в своей работе «Два трактата о правлении», где и приходит к идее разделения властей, которая в строгом смысле слова, была сформулирована впервые в истории человеческой мысли. Сейчас, она может казаться самоочевидной, понятной, она закреплена констуционно во многих государствах мира, в том числе и в России. Но на тот момент, это было настоящей инновацией, большим шагом на пути к реальным позитивным политическим преобразованиям того времени. Локк предлагает разделить власть на три ветви, каждой из которых надлежит выполнять собственную функцию и предостерегать другую ветвь власти от злоупотребления своими политическими возможносятми. У Локка эти три ветви власти называются – законодательная, исполнительная, и федеративная. Необходимо заметить, что третья власть еще не судебная, а федеративная, судебная власть появится позже у Монтескье. Поговорим о федеративной власти у Локка. Федеративная власть Локком понимается как такая власть, в чьи полномочия входит ведение международных отношений, заключение договоров с другими государствами, объединение в межгосударственные союзы, решает вопросы войны и мира. Но более всего риску злоупотребления властью, по Локку, подвержена законодательная власть, которая после того, как граждане, которые делегируют ей право принимать законы, имеет возможность принять такие законы, которые будут обслуживать интересы законодателей, а не собственных граждан. Для этого Локк вводит исполнительную власть, которая вправе не выполнять такие законы, которые противоречат идее об общем благосостоянии общества.