Найти в Дзене
Maryana Nabi

Новые технологии на службе журналистики

Журналистика считается одной из древнейших профессий. В самом деле, уже в истории античного мира можно найти прообразы современных средств массовой информации в виде новостных сводок, распространявшихся, например, в Древнем Риме на специальных деревянных дощечках. С одной стороны, со времён Юлия Цезаря отрасль СМИ шагнула далеко вперёд. С другой — рукописные тексты начала прошлого тысячелетия и сегодняшние мультимедийные Интернет-платформы имеют в основе своей нечто общее: удовлетворение общественного спроса на сведения об актуальных событиях. Тем не менее специфика формата накладывает свои особенности и на характер журналистики в содержательном плане. Рассмотрим, как новейшие технологии, затрагивающие в настоящее время практически все сферы современного мироуклада, влияют на принципы работы СМИ. В первую очередь необходимо подчеркнуть неустанно возрастающую оперативность подачи информации. Если сравнительно недавно ежедневные газеты казались максимально динамичными изданиями на фоне е

Журналистика считается одной из древнейших профессий. В самом деле, уже в истории античного мира можно найти прообразы современных средств массовой информации в виде новостных сводок, распространявшихся, например, в Древнем Риме на специальных деревянных дощечках.

С одной стороны, со времён Юлия Цезаря отрасль СМИ шагнула далеко вперёд. С другой — рукописные тексты начала прошлого тысячелетия и сегодняшние мультимедийные Интернет-платформы имеют в основе своей нечто общее: удовлетворение общественного спроса на сведения об актуальных событиях.

Тем не менее специфика формата накладывает свои особенности и на характер журналистики в содержательном плане. Рассмотрим, как новейшие технологии, затрагивающие в настоящее время практически все сферы современного мироуклада, влияют на принципы работы СМИ.

В первую очередь необходимо подчеркнуть неустанно возрастающую оперативность подачи информации. Если сравнительно недавно ежедневные газеты казались максимально динамичными изданиями на фоне еженедельников и ежемесячников, в последние годы конкуренция за эксклюзивные инфоповоды между органами СМИ исчисляется уже не сутками, а минутами или даже секундами. Пользователи Интернета привыкли, обновляя ленту, получать свежие новости с минимальной отсрочкой: от поисковых систем ожидается предоставление статей о событиях, произошедших буквально в течение часа, и это касается не только крупных ЧП, ради которых и раньше бывали приняты внеплановые прямые включения, но и рядовых, повседневных фактов. Побочным эффектом такой тенденции можно назвать приоритет поверхностных информационных жанров перед серьёзными аналитическими, так как на глубокую обработку информации у СМИ перестаёт хватать времени, а живущая в сверхбыстром ритме аудитория со своей стороны зачастую и не заинтересована в ней.

Ещё один актуальный тренд, спровоцированный инновационными решениями, — неотъемлемая обратная связь от потребителей информации. Прежде звонки и письма в редакцию подразумевали некие энергозатраты от читателей, зрителей и слушателей. Сейчас же практически каждая электронная платформа предполагает моментальное размещение комментариев, и пользователи охотно вовлекаются в обсуждение новостей. Это достижение технологий способствует интенсификации феномена, названного отечественным исследователем Иосифом Дзялошинским «журналистикой соучастия».

Вовлечение гражданского общества в журналистскую деятельность не ограничивается, однако, только комментированием публикаций официальных СМИ в связи с развитием блогосферы. В 2014—2017 гг. российским законодательством даже предпринималась попытка приравнять по правовому статусу блогеров и журналистов, и, хотя в нормативных актах эта концепция не задержалась, фактически блоги во многом схожи со СМИ, так как используют те же форматы подачи информации — тексты, видео и аудио, прямые эфиры (стримы) и т. п., не уступая профессиональным журналистам и по уровню влиятельности в обществе. Причём качество блогерских материалов с точки зрения классических представлений о хорошей журналистской работе оказывается вопросом второстепенным.

Впрочем, воздействие инноваций на работу СМИ не означает, что в данном случае форма предопределяет содержание и миссия журналистики подчиняется технологиям. Правильнее сказать, что научно-технический прогресс даёт всем сферам человеческой жизнедеятельности ряд новых возможностей, а журналистика как одна из передовых областей развития общества не может эти возможности игнорировать. Используя же их, она претерпевает закономерные трансформации. И стоит отметить, что даже такие скорее негативные на первый взгляд следствия инновационных технологий, как поверхностность подачи материалов и депрофессионализация отрасли за счёт доступности ведения собственных блогерских каналов широким массам, на самом деле лишь отражают требования нашей эпохи. То есть последовательность происходящих преобразований выглядит следующим образом: развиваются технологии — и общество, стремясь освоить предоставляемые ими возможности, выдвигает новые запросы. Отвечая этим запросам, журналистика, стоящая во все исторические периоды на службе общества, активно задействует технологии. А значит то, какой будет журналистика будущего зависит не столько от самих форматов, предлагаемых новейшими технологиями, сколько от того, какие потребности будут возникать по мере дальнейшего прогресса у цивилизации XXI века.