Аутизм сейчас очень распространенный диагноз, его получают многие дети с особенностями развития. Специалисты выставляют РАС чаще, чем он встречается на самом деле. Ставят потому, что проводят поверхностное наблюдение, опираются не на главные, а на второстепенные симптомы. Отсюда возникает путаница в диагнозах, и происходит построение неправильного индивидуального коррекционного маршрута, который не приносит ожидаемых результатов.
Чаще всего, особенно на ранних этапах развития, аутизм не могут отличить от сенсорной или сенсомоторной алалии (непонимание обращенной речи/непонимание речи и невозможность говорить).
Почему же так происходит и чем похожи эти нарушения? Как отличить их друг от друга? Давайте разбираться.
Аутизм и сенсорная алалия внешне могут быть схожи тем, что ребёнок не реагирует на своё имя и речь взрослого. И при аутизме и при сенсорной алалии ребёнок, действительно кажется погруженным в себя и не реагирующим на речь окружающих его людей.
Каковы причины такого поведения? Причины этому разные.
При аутизме - это нарушение коммуникации. Ребёнок не знает, как он должен реагировать на обращение к нему, даже если он понимает речь. Возможно также, что ребёнок не вычленяет речь из окружающего его шума, для него все шумы сливаются воедино, и разделить их и понять источник этих шумов он не может.
При сенсорной алалии ребёнок просто не понимает то, что вы ему говорите, поэтому и не реагирует. На его месте можете почувствовать себя и вы, когда с вами вдруг начнут разговаривать на иностранном языке, в котором вы не понимаете ни единого слова. Будете ли вы вслушиваться в такую речь, поддерживать разговор, и вообще - будет ли вам интересно взаимодействовать с таким собеседником посредством речи? А если все вокруг вдруг стали говорить на непонятном языке? Скорее всего, вы просто перестанете общаться с окружающими, будете чувствовать себя некомфортно. С ребёнком с сенсорной алалией происходит то же самое. Только в отличие от аутизма, у такого ребёнка первоначально не нарушено общение, поэтому он может взаимодействовать с вами с помощью мимики, эмоций и жестов.
При сенсомоторной алалии, ребёнок будет казаться полностью погруженным в себя, поскольку обе главные функции речи - понимание и говорение у него серьезно нарушены.
Например, ребёнок сидит в уголке, перебирает игрушки, не реагирует на обращенную к нему речь, не играет со сверстниками, не разговаривает..но при этом может взаимодействовать с ними посредством жестов, мимики и эмоций. Это - аутизм? Нет.
В целом, у детей с отсутствующей речью (с алалией), в отличии от детей с РАС очень развито невербальное общение. Да, они не могут донести свои мысли и желания до собеседника с помощью слов, но всеми силами будут стараться показывать это руками, всем телом, прыгать, гримасничать, добавлять какие-то звуки разной интонации. А если алалия только моторная - то ещё и отвечать на ваши уточняющие вопросы общеупотребительными жестами "да" и "нет" с помощью мотания головой.
У детей с РАС коммуникация нарушена полностью вся - это и общение посредством слов (вербальная) и общение посредством мимики, жестов, эмоций (невербальная коммуникация). Поэтому ребёнок с аутизмом, в отличие от ребёнка с различными видами алалии, не будет вступать в длительный контакт с помощью невербальных средств общения, не будет стараться донести до вас то, что он хочет, поскольку он просто не умеет этого делать, и не догадывается, что свои желания можно как-то целенаправленно выражать, чтобы изменить что-то в окружающей его среде. И ваша задача - улавливать те незначительные сигналы, которые подаёт ребёнок и реагировать на них, а уже после этого учить выражать свои желания более приемлемым и общеупотребительным способом.
Как при аутизме, так и при сенсорной алалии ребёнок может повторять услышанные слова (эхолалия), переставлять буквы в словах.
Отличие при этих нарушениях будет в том, что при сенсорной алалии, повторение слов, их неправильное произнесение - имеет своей целью общение, желание что-то сообщить. Также, при сенсорной алалии, из-за отсутствия понимания речи и значений слов, отсутствия сформированности слуховой оболочки слова (запоминание образа слова на слух), ребёнок может произносить как несвязные слова, так и полную неразбериху из звуков, непохожую ни на какие слова.
При аутизме же, произносимые слова - будь то эхолалии, или другие спонтанно произносимые слова, иногда с перестановкой слогов, не имеют своей целью общения с окружающими. Как мы уже говорили, при аутизме нарушена коммуникация, нарушено общение - и это самое главное нарушение. Ребёнок с РАС повторяет услышанные слова просто потому, что ему нравится звуковой облик слова (это может быть методом самостимуляции). Также ребёнок повторяет когда-то услышанные фразы из мультфильмов (отложенная эхолалия) и "к месту" и "не к месту".
Причина перестановки слогов в словах при аутизме иная, чем при алалии. При сенсорной алалии ребёнок впринципе не понимает значений слов, и для него это набор звуков.
При аутизме ребёнок может понимать речь, более-менее применительно к ситуации использовать слова, но переставлять в них слоги. Это происходит оттого, что при аутизме серьёзно нарушена последовательность действий, серийная организация движений. Данное нарушение находит отражение не только в речи, но и во всей деятельности ребёнка с РАС - почистить зубы, умыться, одеться, раздеться, сложить вещи, заправить кровать и.т.д. - это всё состоит из цепочки "мини-действий", идущих в определенном порядке. Как раз такой порядок детям с РАС так сложно запомнить и воспроизвести. Для коррекции этого нарушения и придумали визуальное расписание.
Но в отличие от сенсорной алалии, при аутизме ребёнок не будет произносить хаотичный набор букв - произносимые слова, хоть и в искаженном виде, но всё же можно понять.
Ещё одно отличие аутизма от сенсорной алалии состоит в том, что при сенсорной алалии ребёнок не реагирует на обращенную к нему речь (потому что не понимает её), но в тоже время очень чутко реагирует на все окружающие его неречевые шумы.
Ребёнок с РАС может не реагировать ни на обращенную к нему речь, ни на посторонние шумы - потому что он не знает что это, как на это реагировать, и, соответственно, отсутствует интерес.
Таким образом, хоть аутизм и алалия имеют ряд схожих черт, на самом деле - абсолютно разные нарушения.
И главное их отличие - это способность к невербальной коммуникации, которая есть у ребёнка с сенсорной, и даже с сенсомоторной алалией, и отсутствует при аутизме. Те внешние сходства, из-за которых и появляется необходимость дифференциации (отличия) аутизма от сенсорной алалии, имеют разные причины, и при более глубоком рассмотрении, всё же поддаются отличию.
Если говорить о прогнозах, то алалия поддается лечению и целенаправленной коррекции, и, возможно, выходу в условную норму. Аутизм тоже поддаётся коррекции, хоть и намного сложнее. Но говорить о полном выходе в норму не приходится - аутичные черты, аутичный способ мышления и восприятия информации, останется с ребёнком на всю жизнь.
Мои статьи на похожие темы:
=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы
Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту: asya.defectologist@mail.ru