Совсем скоро будущие первоклассники пойдут в школу. Каждый раз этот момент волнительный для всех: детей, родителей и учителей. При подготовке детей к школе родители и воспитатели в детских садах большое внимание уделяют предметной готовности: учат ребенка читать, писать, считать и т.д. Хотя не этот аспект является важным.
Выделяют физическую, педагогическую и психологическую готовность. Знания и умения относятся к педагогической готовности, психологическая готовность - это развитие познавательных процессов и мыслительных операций, эмоциональная зрелость, сформированность социальных мотивов и др. Именно с психологической готовностью к школе и возникают проблемы. Эти проблемы не решит репетитор или подготовка в школе будущих первоклассников. Объясню почему.
Есть такое понятие, как ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. В дошкольном возрасте ведущая деятельность - игровая.
В процессе игры у ребенка формируется произвольная деятельность, необходимая в школе. Произвольная деятельность - это не тогда, когда ребенок выполняет требования взрослых, а когда он сам ставит перед собой небольшие задачи и сам их выполняет.
В игре ребенок учится соблюдать правила, решать конфликты, учится проигрывать и выигрывать, разыгрывает различные роли, т.е. у него формируется всë то, что относится к психологической готовности.
Почему же возникают проблемы с психологической готовностью к школе, если у дошкольников игровая деятельность ведущая? Потому что всë чаще дети заменяют обычные игры на игры в гаджетах, а это неравноценная замена.