Картик Редди, соучредитель индийского фонда венчурного капитала Blume Ventures, рассказал, почему стоит включать социальные цели в планирование работы стартапов
Как венчурный капиталист с большим опытом работы в индийских стартапах я заметил, что в последнее время вопрос «Как уравновесить результативность и цели предприятия?» становится все актуальнее. И сегодня все чаще клиенты ожидают твердой гражданской позиции от владельцев брендов, продукцию которых они потребляют. Эта эволюция вызвана растущим уровнем образования и самосознания, а также укоренившимся убеждением потребителей в том, что они должны пользоваться брендами, соответствующими их ценностям.
Многие предприниматели видят, как специалисты из различных секторов помогают прививать людям социальные ценности, и сами их внедряют, считая это дело важнейшей личной целью. Я тоже попытался включить ее в цели своего бизнеса и на этом пути получил некоторое представление о том, как создавать стартапы, в основе которых лежит ключевой ингредиент развития устойчивой экономики — «сознательный капитализм».
Что для этого необходимо:
1. Определите свою основную цель
Очень важно постоянно спрашивать себя, зачем вы это делаете. Это один из самых сложных вопросов, на которые нужно ответить. Это не так просто, как просчитать все компоненты бизнес-плана. В идеале ответ на этот вопрос должен помочь вам еще раз подтвердить, почему именно вы должны предпринимать определенные социальные усилия и почему никто кроме вас не сможет справиться с ними с такими же чувством и верой, как вы.
2. Создайте компанию, которая «переживет вас»
Для того чтобы миссия компании выдержала испытание временем, четко сформулируйте цели и продвигайте видение мира, в котором вы стремитесь жить. Видение основателя должно быть встроено в ДНК компании и доведено до сведения всех заинтересованных сторон — это лучший способ гарантировать, что компания переживет вас. Для меня вдохновляющим примером является Apple: ее основатель создал культуру и организацию, в которой его роль выходит далеко за рамки должности генерального директора.
3. Ваша цель — это не игра с нулевой суммой
Вам не нужно идти на компромисс в отношении прибыли, потому что бизнес-цель вашего стартапа отражает социальную ответственность. Создание общих ценностей для всех заинтересованных сторон может повысить конкурентоспособность компании.
Высокая цель способна мотивировать и стимулировать заинтересованные стороны в построении трансформирующего предприятия, которое ускоряет рост и производительность. В качестве примеров мы можем назвать такие известные бренды, как REI, Patagonia и Chobani, получившие известность как благодаря своей социальной позиции, так и благодаря предпринимательскому видению.
4. Максимизируйте все
Компании должны работать так, как будто они получили неограниченную лицензию от общества. Для нас, венчурных капиталистов, очень важно серьезное отношение к этой ответственности. Мы должны гарантировать, что компании, которые мы финансируем и развиваем, не увеличивают затраты, а приносят пользу обществу.
Пример Carbon Clean, лидера инноваций в технологии улавливания углерода, мне кажется очень вдохновляющим: технология, запатентованная этой компанией, помогает электростанциям и промышленным предприятиям удалять до 90% углекислого газа из дыма, сокращая как эксплуатационные расходы, так и негативное воздействие на окружающую среду и социальную сферу.
5. Наметьте путь устойчивого роста
Думая об интеграции цели в свой стартап с первого дня и рассматривая это как существенное дополнение в будущем, вы можете наметить путь устойчивого роста прибыли, выработать способ оставаться актуальным в меняющемся мире и построить более глубокие отношения со всеми заинтересованными сторонами.
6. Экосистема уважения
В погоне за прибылью верна максима: «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами». Относитесь к своим коллегам-предпринимателям и венчурным капиталистам с уважением, предлагая сотрудничество тем, кто стремится построить экосистему, которая не просто извлекает ценность, но стремится создать ее во всех секторах.
7. Сделайте ставку на большее благо
В свободном предприятии сообщество — это не просто еще один участник бизнеса, а фактически сама цель его существования. Корпоративное гражданство, ответственность перед обществом и отзывчивость к проблемам окружающей среды — все это маркеры приоритета блага перед победами.
Это становится все более важным в мире, где капитал не ограничен, а потребители демонстрируют лояльность брендам. Сегодня идея использования частного богатства для устойчивого решения общественных проблем ценится и вознаграждается. Это — позитивная новость для всех нас: и венчурных капиталистов, и игроков предпринимательской экосистемы, и широкого сообщества.
Перевод оригинального материала сделал Никита Богомолов, инклюзивный проект Everland, специально для Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь»
«В первый раз о концепции социальной ответственности бизнеса я и мои партнеры услышали от наших английских партнеров из компании Ahmad Tea Ltd UK где-то в конце 1990-х. Тогда мы были молоды и очень бедны (только-только зализали раны от дефолта 1998-го). Идея подумать о социальной ответственности бизнеса, потратить какое-то количество денег на социально значимый проект звучала очень свежо, но воспринималась с большим трудом. Аргументы у английских партнеров были примерно следующие. Возможны две опции. Первая: вы верите в бога. Тогда все очень просто — бог велит делиться и делать добрые дела. Вторая: вы не верите в бога. Тогда тоже все просто, вы работаете не в вакууме, а на конкретном рынке, в конкретном социуме. Чем лучше и благоустроенней будет жизнь в России — тем больше вы заработаете. Я до сих пор пребываю под впечатлением от этой убедительной аргументации. На самом деле, очень много интересных бизнес-моделей строится на попытке бизнеса улучшить среду своего обитания. Механика здесь проста, но очень действенна: внося свой вклад в лучшую жизнь, бизнес привлекает благожелательное внимание общества к своим продуктам/сервисам/фреймворкам/технологиям — что, в свою очередь, сильно расширяет воронку лидогенерации. И, о чудо! Экономика бизнес-модели начинает работать в плюс. Итого, мой прогноз. Во-первых, нам предстоит увидеть множество интересных бизнес-моделей в очень разных индустриях, где фактор социальной значимости (от «спасем планету» до «сделаем людей счастливыми») будет очень важным фактором запуска, продвижения и функционирования бизнеса. Во-вторых, появятся специальные консультанты, авторитетные и объективные, единственной задачей которых будет измерять социальную значимость компаний (импакт-фактор). Компании, более продвинутые на этой новой шкале значимости, будут пользоваться серьезными преимуществами»
Сергей Дашков, сооснователь Клуба венчурных инвесторов Angelsdeck.
Ранее +1Платформа рассказывала, как пандемия изменила спрос на специалистов.
Автор: АНО Центр содействия инновациям в обществе «СОЛь»
Фото: Asaf Gazit / Unsplash
Больше об экологии и устойчивом развитии читайте на +1Платформе
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы!