Интервью «Миллиард.Татар» с заместителем муфтия Крыма Раимом Гафаровым
Сегодня в Крыму находится более 300 мечетей. Но местная мусульманская община, состоящая преимущественно из крымских татар, ждет открытия главного «дома Аллаха» - Джума-джами в Симферополе. Заместитель председателя Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя Раим Гафаров в интервью «Миллиард.татар» сообщил, как планируют назвать будущую мечеть. Также заммуфтия рассказал о состоянии крымскотатарского языка на полуострове и связях с единоверцами Татарстана.
«В ДУМ Крыма входит более 300 общин»
- Раим хазрат, как в Крыму прошел Курбан-байрам? Насколько масштабны были празднования?
- Конечно, у нас традиционно очень масштабно проходит Курбан-байрам, это наше религиозное предписание. В наших обычаях это проходит так: начинается все с дня Арафа. У нас такая традиция: в этот день что-то жарится-варится и по соседям раздается. К утру все уже готовятся к праздничному намазу. И после праздничного молебна, конечно же, все возвращаются для того, чтобы провести жертвоприношение. Ходят по гостям друг к другу. Но в этом году мы, Духовное управление мусульман Крыма, рекомендовали воздержаться от всего этого. То есть праздничный намаз прошел в мечети открыто, но при этом было ограниченное количество людей. Из-за пандемии очень много, кто не пришел.
- В Татарстане по 100-150 человек пускали в мечеть. Остальные остались на улице.
- У нас тоже так же. Сравнивая с другими годами, в этом году народа было намного меньше даже на праздничном молебне.
- Они сами воздержались?
- Да, но такая ситуация, к сожалению. Это понятно.
- А ведется ли как-то учет количества жертвенных животных, которое принесено в этом году?
- Ведется через наш официальный фонд. Как положено, ведется духовным управлением и государством. Но при этом есть люди, которые сами закалывают животных у себя дома. Конечно, это уже не учитывается.
- А что сегодня из себя представляет мусульманская община Крыма? Сколько там общин, сколько мечетей?
- На данный момент в Духовное управлением мусульман Крыма входит более 300 общин, которые уже зарегистрировались. Есть, скажем так, религиозные группы на стадии оформления именно в селах. И в каждой общине, как минимум, так положено, по десять человек входит в общину – председатель, имам – и они все входят в структуру Духовного управления мусульман Крыма. То есть в структуре Духовного управления мусульман Крыма, если так посмотреть именно по общинам, более 3 тысяч человек, они являются нашими представителями на местах. У нас очень тесно слажена с ними работа вот именно на Курбан-байрам, на другие праздники, мы постоянно стараемся радовать именно те дальние регионы, у нас налажена связь. То, что вы сегодня видели, например, хутба, которая проводится, у нас она тоже централизована. Выдаются заранее – за месяц – хутбы-проповеди для всех. В течение месяца их каждую неделю по теме читают.
«В Казани очень понравились таблички и на татарском языке»
- Вот я заметил, что проповеди вы читаете только на крымскотатарском. В Москве на русском еще читают. Здесь, получается, община больше крымско-татарская?
- Дело в том, что, во-первых, 95 процентов мусульман Крыма – это крымские татары. Во-вторых, сами прихожане просят, чтобы проповедь проводилась именно на крымскотатарском языке, потому что есть и языковой вопрос, за который народ очень сильно переживает. И готовится очень много обращений, чтобы все проповеди были на крымско-татарском языке.
- Вы же видите ситуации народа изнутри. Насколько родной язык знают сами крымские татары в процентном отношении? В Казани, допустим, не так радостно.
- Надо смотреть в сравнении. Я вот лично ездил в Казань, и мне очень понравилось, что, заходя аэропорт в другие места, видишь таблички и на татарском языке. Когда делаются объявления, я не знаю, насколько люди владеют, но проговариваются тоже на татарском языке. Хутбы в мечетях, которые я посещал, тоже проводились на татарском языке. В этом плане можно сказать, что у нас языки родственные, и на процентов 70 полностью все одинаково, идентично. Просто когда вы быстро говорите, очень тяжело понять. А если медленно и отдельно, как на хутбе, где я был, то абсолютно все понятно. В этом плане очень интересно. А сколько людей знают здесь – от человека зависит, но мы делаем все возможное, чтобы язык не забывался. Это тоже считается с точки зрения религии аманат –то есть доверенное Аллахом нам, и, конечно же, за него тоже будет спрос. Мы стараемся делать все для того, чтобы наши дети этот язык знали. Но если на ваш вопрос отвечать уже более детально, старшее поколение знает свой язык намного лучше, чем молодое поколение. Молодое поколение уже в процентном отношении меньше владеет языком – это правда, это факт.
- У нас в Татарстане в мечетях пытаются преподавать даже татарский язык.
- У нас при Духовном управлении мусульман Крыма были курсы татарского языка для всех желающих. Я скажу, что желающих из других национальностей было практически такое же количество, как и крымских татар, которые хотели выучить татарский язык.
- Престижный язык, получается?
- Не то, чтобы престижный. Получается, что мы все вместе живем. И всегда так было, когда вместе живете, вы изучаете друг у друга ценности, культуру, и человеку приятно, когда он знает. Чем больше языков, тем лучше. И у нас в Крыму официальные государственные языки – это... Подробнее читайте здесь