История Московского Экспериментального Ювелирного Завода началась в 1926 году. Осенью была основана ювелирная фабрика, которая расположилась на Ольховской улице, в доме 27. В это время возросло количество государственных заданий и централизованное ювелирное производство стало необходимо.
Предприятие состояло из золото-ювелирного цеха: он занимался выпуском колец, брошей, серег, кулонов, медальонов, а также пудренниц и портсигаров, некоторые модели были украшены бриллиантами и цветными камнями. Серебряный цех в основном занимался изготовлением посуды, а также ложек, вилок, подстаканников. Изготавливали и серебряные часы.
Предприятие было одним из первопроходцев в ювелирной отрасли страны. В годы Великой Отечественной войны оно работало для фронта, перестроив свои цеха. В 1942 году фабрика было переименована в Московскую ювелирно-часовую.
Именно этой ювелирной фабрике доверили изготовление высшей военной награды - ордена "Победа". Всего было изготовлено 22 ордена. Над его созданием трудилась целая группа специалистов высочайшей квалификации. Работу возглавлял начальник ювелирно-золотого цеха Иван Федорович Казеннов, весь процесс был на контроле у самого Сталина. Подробнее про орден "Победа" можно прочитать вот тут. Также фабрике доверили изготовление маршальских знаков отличия - "Маршальскую звезду".
На фабрике в 1943 году был создан ученический цех, где профессии ювелира обучались инвалиды Великой Отечественной войны.
После войны предприятие наладило выпуск посуды и разнообразных украшений. В 1956 году был открыт алмазный цех, где изготавливали золотые изделия и ограняли камни, преимущественно алмазы. В 1958 году предприятие снова стало называться "Московская ювелирная фабрика".
В 50-60-х годах ассортимент фабрики пополнился топазами, аметистами, бриллиантами. Уровень жизни в стране повысился, продукция была востребована, поэтому предприятие хорошо развивалось.
В 1970-х годах предприятие было преобразовано в Московский экспериментальный ювелирный завод (МЭЮЗ), под этим названием оно и работает по сей день. Специально для него было построено новое здание на улице Лавочкина, 19.
Также была произведена модернизация производства, установлено новейшее на тот момент времени оборудование. В это же время некоторые специалисты завода были приглашены на работу в "Ювелирную экспериментальную лабораторию» при Всесоюзном научно-исследовательском институте Гознака. Её возглавил главный художник МЭЮЗ, Владимир Георгиевич Ситников.
В " Алмазном фонде" хранятся много красоты, произведенной ювелирами завода.
В 80-х были созданы лучшие образцы украшений. Была создана золотая «Корона», инкрустированная двумя тысячами сверкающих бриллиантов, она была создана в честь 500-летия Благовещенского собора Московского Кремля, было создано золотое колье «Незабудка».
Мастера всегда были гордостью завода. Художник В. Г. Ситников и ювелиры В. В. Николаев и Г. Ф. Алексахин принимали участие в реставрации уникального экспоната-символа Алмазного фонда России - Большой Императорской короны. Виктор Владимирович Николаев стал единственным из мастеров Гохрана, который получил именное клеймо – НВ.
Мастера МЭЮЗ воссоздали уникальное украшение – подставку для пасхального яйца фирмы Карла Фаберже с моделью Александровского дворца, которая была утрачена. Музей Московского Кремля провёл конкурс на на создание эскиза, его выиграла художница завода Татьяна Жаркова, а саму подставку изготовил ювелир-модельер Сергей Викторович Бугров.
Про дальнейший путь предприятия, после 1990-го года, я расскажу в другой публикации.
Всех приглашаю в свой телеграмм канал! До новых встреч!