19 ноября 1770 года в дворянской семье немецкого происхождения в Эстляндии родился Адам Иоганн фон Крузенштерн — Иван Фёдорович Крузенштерн — мореплаватель, первооткрыватель, человек, стоявший у истоков образования Военно-морской Академии, исследователь, составивший «Атлас Южного моря», организатор и инициатор многих экспедиций русских мореплавателей, один из основателей Русского географического общества.
По инициативе Ивана Федоровича Крузенштерна в 1803 году началась Первая русская кругосветная экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева», результатом которой стали, прежде всего, выдающиеся научные достижения в области географии, океанографии, этнографии, минералогии, ботаники, зоологии. Сегодня мы расскажем вам 10 интересных фактов о жизни этого удивительного человека.
При рождении Ивана Фёдоровича звали Адам Иоганн фон Крузенштерн
Иван Фёдорович происходил из рода остзейских дворян. Основателем рода Крузенштернов принято считать немца Филиппа Крузиуса фон Штерна, родившегося в самом конце XVI века. Внук Крузиуса Эверт Филипп фон Крузенштерн во время Северной войны около 20 лет находился в русском плену. Вернувшись из плена в Эстляндию, ставшую российской территорией, Эверт Филипп занимался восстановлением наследного имения Хагуди. Впоследствии оно перешло его старшему сыну Йоханну Фридриху. Йоханн Фридрих стал отцом Адама Иоганна фон Крузенштерна.
Иваном Фёдоровичем Адам Иоганн фон Крузенштерн стал во время учебы в Морском кадетском корпусе, куда юноша поступил в 1785 году. Условия обучения были тяжёлыми: кадетов плохо кормили, редко меняли носильное бельё, содержали в плохо отапливаемых помещениях. Здесь же он познакомился с Юрием Фёдоровичем Лисянским, будущим капитаном «Невы» и освоил русский язык.
Крузенштерн получил известность не только как человек, совершивший первое русское кругосветное путешествия, но и как выдающийся учёный
Мировую известность И.Ф. Крузенштерн получил благодаря исследовательской деятельности, которой занимался более 40 лет. Результатом кругосветного плавания стали, прежде всего, выдающиеся научные достижения в области географии, океанографии, этнографии, минералогии, ботаники, зоологии. Например, в экспедиции производились первые в истории науки метеорологические наблюдения, а барометрические наблюдения помогли сберечь жизни морякам — огромное достижение для столь продолжительного и опасного путешествия.
Среди выдающихся работ — «сокровищница всех гидрографических сведений о Тихом океане», как назвал её Ф.П. Врангель, — «Атлас Южного моря» и «Дополнения» к нему.
Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса
14 декабря 1827 году Крузенштерн официально был назначен директором Морского кадетского корпуса, хотя фактически руководил им с января 1826 года.
Благодаря Ивану Фёдоровичу в структуре Морского кадетского корпуса появились офицерские классы, положившие начало Военно-морской Академии. Он много времени уделял вопросам воспитания и образования. Музеем Морской кадетский корпус тоже обязан Крузенштерну.
Крузенштерн мог возгласить Первую русскую антарктическую экспедицию 1819-1821 гг.
В 1818 году морской министр де Траверсе предложил Крузенштерну возглавить экспедицию для изучения «стран около Южного полюса» и продолжения открытий, начатых на бриге «Рюрик» в районе Берингова пролива. Крузенштерн вынужденно отказался, но составил план, послуживший основой при разработке инструкций для экспедиций Васильева и Шишмарева на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» 1819–1822 годов, а также Беллинсгаузена и Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» 1819–1821 годов. Результатом последней стало открытие Антарктиды в 1820 году.
Крузенштерн — один из основателей Русского географического общества
Идея создания Общества принадлежала адмиралу Фёдору Петровичу Литке, воспитателю будущего первого Председателя Русского географического общества Великого князя Константина Николаевича. Главной задачей новой организации было собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли.
Среди учредителей Русского географического общества были знаменитые мореплаватели, среди которых сам Фёдор Петрович Литке, Фердинанд Петрович Врангель, Пётр Иванович Рикорд и, конечно, Иван Фёдорович Крузенштерн.
Крузенштерн мог не возглавить Первое русское кругосветное плавание
В Русско-шведскую войну 1788-1790 гг. Крузенштерн принял участие в Гогландском, Эландском, Ревельском и Выборгском сражениях. За смелость и отвагу, проявленные в ходе Выборгского сражения (и в частности за взятие шведского корабля «София Магдалина»), юноша был произведен в лейтенанты. Интересно, что командиром линкора «Мстислав», на котором служил тогда Крузенштерн, был Григорий Иванович Муловский, готовившийся стать командиром первой русской кругосветной экспедиции. Эту миссию ему поручила Екатерина II. Но планы сорвали русско-турецкая и русско-шведская война. Муловский погиб в Эландском сражении, так и не обогнув земной шар.
Крузенштерн в числе лучших 13 молодых моряков проходил стажировку в Англии
Спустя некоторое время после окончания русско-шведской войны Иван Федорович Крузенштерн был отправлен служить волонтером на кораблях Британского Королевского флота. В Англию он прибыл в 1793 году вместе с группой молодых офицеров, направленных туда также в качестве волонтеров, – практика, сложившаяся еще в правление Екатерины II, имела целью обучение на базе самого мощного в тот период флота мира. Волонтер на английском флоте – ранг, который присваивался новобранцам. Волонтеры 1-го класса обучались на будущих офицеров. К этой категории относились «волонтеры по приказу» (молодые люди из аристократических семей, начинавшие флотскую карьеру) и «гардемарины сверх штата» – офицеры, сохранявшие ранг и исполнявшие свои обязанности, но без подчиненного подразделения и оплаты. Русские моряки, проходившие стажировку на английском флоте, входили в эту последнюю категорию. Крузенштерн участвовал в крейсерских операциях в Атлантическом океане. При обороне форта Святого Лаврентия его корабль потерпел крушение и по предложению самого Джорджа Вашингтона Крузенштерн некоторое время служил на американском флоте.
Еще до кругосветной экспедиции Крузенштерн осуществил мечту побывать в Южной Африке, Индии, Китае
Во время иностранной стажировки Иван Фёдорович побывал не только в США, но и посетил Барбадос, Суринам и Бермуды, доплыл до Индии (служил на фрегате, который патрулировал Бенгальский залив), через Малайю – до Китая, добрался до Макао. Прибыв осенью 1799 года через Кейптаун и остров Святой Елены в Англию, Крузенштерн узнал, что новым императором Павлом I дан через Адмиралтейств-коллегию приказ о возвращении всех русских морских офицеров, проходивших службу в английском флоте.
Крузенштерн во время кругосветного плавания сделал себе татуировку
Маркизские острова, открытые в 1595 году, путешественники посещали редко. Поэтому местные жители встретили российские корабли с огромным интересом. Первым почтил русских своим вниманием местный король Тапега Катанове со своей свитой.
По словам Крузенштерна, это был «человек лет около 45, весьма сильный и благообразный, имевший толстую широкую шею; цвет тела его очень темный и близкий к черному, весь испещрен насеченными на коже узорами, даже и на обритой части головы. Он не отличался наружно ничем от своих подданных и был также весь голый, не имея на себе ничего, кроме Чиабу (пояса)».
Участники экспедиции были впечатлены испещренными телами островитян – искусством татуировок. Многие из команды сделали себе татуировку, так Крузенштерн нанес имя любимой жены Юлии.
«Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!»
Фраза стала народно известной после того, как прозвучала в мультфильме «Зима в Простоквашино» (куда она, возможно, попала из стихотворения В. В. Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»). Если быть точным — барк «Крузенштерн» — учебное парусное судно первой четверти XX века, на котором и сейчас совершаются кругосветные плавания.