Найти тему
Канал ФКИ

Ранняя история донских казаков

Канал ФКИ (фантастика, космос, история), в своей исторической части, представляет обзор из цикла южной русской истории, движения русского государства и цивилизации в южном направлении. Сегодня поговорим о ранней истории донского казачества.

Есть несколько версий о предыстории донских и запорожских казаков. Одна из них говорит о происхождении казаков от православных христиан, обитающих в степях между Доном и Днепром на момент нашествия монголо-татар. Это так называемые бродники. Их упоминание мы находим в древнерусских летописях о битве русских дружин и монгольского войска на реке Калке. Мол бродники предали русичей. Другие исследователи указывают на тюркское происхождение казачества. В предков казаков записывают потомков торков, берендеев и половцев, служивших черниговским и киевским князьям. Существует гипотеза о кавказских предках казаков. Не случайно, днепровских казаков еще называли черкасами.

Так или иначе, основными маркерами классического казачества стали православная христианская вера и умение обращаться с оружием. Казак – прежде всего вольный воин. Хотя, если говорить именно о донском казачестве, то здесь всегда военное дело сочеталось с земледелием, в отличие от запорожских казаков.

Термин «казак» несколько раз фиксируется в письменных источниках 14 века применительно к разным категориям вооруженных людей в Золотой Орде. Так называют стражников и наемников купцов, разного рода разбойников и прочих вольных людей. В 15 веке упоминаются рязанские казаки, несколько раз участвующие в отражении набегов татар. Впрочем, в связи с набегами на Русь, также упоминались и татарские казаки.

Нет никакого смысла, в рамках познавательной статьи на Дзене, детально обсуждать версии и гипотезы предказацкого периода. Здесь, мы лишь подчеркнули, что термин «казаки» имеет более давнее происхождение, чем 16 -17 вв. – времена расцвета этого явления. Итак, казаками в 14-15 вв. называли вооруженных вольных людей пограничья, которые могли служить тем или иным феодалам, или заниматься набегами на соседей, а то и просто промышлять банальным грабежом и разбоем «на дорогах».

Пограничная территория между лесом и степью издревле была зоной контактов оседлых и кочевых народов, где вырабатывался особый тип человека пограничья. Эти люди могли обрабатывать землю и заниматься крестьянским трудом, и в то же время, в любое время заменить соху на саблю.

В конце 15 века сложилось Русское централизованное государство. Ему приходится вести затяжные войны с Литовским государство и противодействовать набегам татар из Крымского ханства. В 16 веке ресурсы единого государства позволяют русским начать большие работы по созданию линий оборонительных укреплений с крепостями на южном направлении.

В первой половине 16 века начинаются работы по укреплению пограничных укреплений в районе Оки, Угры и др. Укрепляются крепости в Туле, Коломне, Серпухове и т.д. В середине и второй половине века начинается строительство Большой засечной черты, глобальной общегосударственной системы укреплений, крепостей, постоянных гарнизонов на южном направлении. Возрождаются древние порубежные городки, вроде Дедилова, Белева, Данкова. Основываются новые города (Воронеж, Орел, Белгород и др.). Граница сдвигается к югу. Постепенно, кроме воинских людей, на южных рубежах появляются посадские люди, крестьяне и прочий люд мирных занятий. Начинается освоение степных пространств юга современной России.

С этого периода и начинается достоверный и четко зафиксированный период существования Донского казачества, когда в бассейне Дона, Хопера, Медведицы, Бузулука и пр., стали возникать многочисленные казачьи городки. Несомненно, они были основаны чуть ранее, чем на них стали обращать внимание царские власти и турецкие паши (последние наблюдали это явление по факту казацких набегов на свои владения). Следует еще раз обозначить рамки исследуемого явления. Разные гипотезы происхождения казачества: от православных хазар – бродников, торков и берендеев (служивших киевским князьям домонгольского времени), рязанских пограничников 14 века и пр., можно рассматривать лишь как предысторию донского казачества. В условиях большой степной зоны Дикого поля складывался слой вольных людей славянского, тюркского, черкесского и иного происхождения. Со своими идеалами и привычками вольной жизни, привычности к владению оружием, авантюрным складом характера и т.п. Экспансия восточных славян в 16 веке, когда Русское государство стало продвигаться на юг, покоряя тюркские ханства и осваивая пространства Дикого Поля, вовлекла их в орбиту русской цивилизации.

К немногочисленным ватагам вольных людей – казаков стали прибиваться люди с Руси. Все те, кто тяготился феодальными порядками, не вписывался в иерархическую систему сословного государства. Аналогичные процессы наблюдались и в Речи Посполитой, там происходил рост числа запорожских казаков, в предгорьях Кавказа – на арену выходят терские казаки. Чуть позже появляются уральские казаки. Хотя в целом, расцвет казачества и происходит во времена упадка тюркских государств – наследников Золотой Орды, зачастую, основание и рост казачьих сообществ наблюдается до того, как Русское государство стало полностью контролировать пространства бассейна Дона и Волги, степи бывшего Дикого Поля. Связано это с ростом населения на Руси в 15 -16 вв. Усложнялись и улучшались способы хозяйствования, земля могла прокормить больше людей, а единое государство сконцентрировать ресурсы на оборону и строительство укреплений от набегов из степи. Становиться больше людей и соответственно, больше тех, кому по душе вольная жизнь. Самовластные методы правителей Ивана III, Ивана IV Грозного, еще больше способствуют этому процессу. Уходят в казаки и многие представители воинских сословий.

От теории перейдем к историческим свидетельствам. В одной из русских грамот под 1548 годом числиться такая запись: «…путимльские казаки, Михалко Черкасенин да Истомка Извольской Тулянин с товарищи, на Дону на Великом Перевозе побили крымского князя Аманака…» (взято из книги В.В. Каргалова «На степной границе»). Известно активное участие донских казаков в казанских и астраханских походах Ивана Грозного. Воевали казаки и в тяжелой для Русского государства Ливонской войне.

Во второй половине 16 века фиксируются морские походы донских казаков в Азовское море. Это были набеги на подконтрольные Османской империи территории. В 1572 году казачьи ватаги на стругах прорвались с Дона мимо турецкой крепости Азов и ураганом прошли по северному черноморскому побережью. В последующие годы, такие походы и набеги становятся регулярными. Параллельно тревожат турецкие владения и запорожские казаки на своих лодках – чайках.

Надо отметить, что в это время казаки еще не подчинялись царским властям и жили вольно, выбирая своих атаманов совершенно независимо. Царские власти лишь нанимают на службу казачьи отряды по мере необходимости. Как говорится, вольному воля. В 1581 году ватага казаков атаманов Ивана Кольцо и Мити Бритоуса взяла и ограбила царского посла, выполнявшего посольскую миссию к ногайцам.

Вообще, это целое явление русской истории, вольные люди, которым по плечу были любые, самые невероятные предприятия. Если в середине 16 столетия, летописи только начинают фиксировать казачков на Дону, чьи поселения растут как грибы, то через сто лет, совсем немного по историческим меркам, они оказываются уже на другом конце континента. Так, в 1649 году казаки под водительством Ерофея Хабарова вошли в реку Амур, за тысячи километров от Дона.

В контексте обзора важно упомянуть о территориальном устройстве казачьих поселений на Дону. Первым известным поселением донских казаков стал городок Раздорский. Он был упомянут в 1570 году, в связи с царским посольством к туркам, следовавшим по Дону. В это же время относится и основание городков Мигулин, Черкасский городок и др. Городки представляли собой укреплённые пункты в труднодоступных местах речной поймы и полностью соответствовали условиям жизни в степи, когда набеги степных воинов были обычным явлением.

С времени 16 века происходит и деление на верховских и низовских казаков. Верховские обитали в верховьях Дона, на его притоках Медведица и Хопер. Низовские жили ближе к устью Дона, в его нижнем течении. На верхний Дон, Медведицу и Бузулук шли люди самого разного происхождения: беглые преступники и беглые крестьяне, староверы (позже), иной элемент с Руси. С одной стороны, верховские казаки более тяготели к возделыванию земли и больше походили на население коренной Руси. С другой – верховские казаки были более разрозненными, буйными и неуправляемыми. Слишком разные люди шли на верхний Дон. Низовские казаки в ранний период своей истории больше напоминали запорожское казачество, этакий военный орден вольных стрелков.

Источник: http://forumkazakov.ru/viewtopic.php?f=10&t=3730&st=0&sk=t&sd=a&start=500
Источник: http://forumkazakov.ru/viewtopic.php?f=10&t=3730&st=0&sk=t&sd=a&start=500

И у низовских и верхвоских донцев впереди была сложная и насыщенная событиями история, - участие казацких полков в Смуте на Руси на стороне самых разных сил, захват и оборона Азова, участие в азовских походах, поддержка Стеньки Разина и атамана Булавина, а также многие другие события.

Ну а пока, в 1584 году донские казаки дали присягу на верность русскому царю, Федору Иоанновичу. Период независимости и полной вольницы казацкой на Дону окончился.

Подписывайтесь на нашу группу в ВК, где публикуются только ссылки на исторические обзоры канала Исторические обзоры